Дидактическая игра "Аттестация" как средство интенсификации обучения в детской художественной школе

Робот Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть
Лепендина Е., Филиппова Т.,
студентки Художественно-графического факультета
 
Научный руководитель Ершова Е.М.,
старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии
 
Студенты педвуза в своей профессиональной подготовке должны стремиться активно и творчески осваивать важнейшие направления повышения эффективности обучения. В настоящее время одним из таких направлений является конструктивная педагогика. Конструктивная педагогика – направление, обеспечивающее интенсификацию процесса обучения, с применением активных методов и средств, а также педагогическое творчество в общении с учащимися [1; 9]. Поэтому будущие учителя изобразительного искусства не должны проходить мимо исследований в данной области.
Изучая различные аспекты конструктивной педагогики, мы обратили особое внимание на мнение И.В. Трайнева, указывающего в своём пособии на объективную необходимость развития игрового обучения как важнейшей составляющей конструктивной педагогики [14, с. 224]. Специфический признак дидактических игр – их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть выделены в явном виде (для преподавателя и для учащихся) [10, с. 269].
При планировании дидактической игры следует помнить, что одно из её достоинств – прекрасная возможность выйти за пределы программного материала, расширить границы формируемых у ребёнка знания и опыта. Поэтому в подборе учебного материала для проведения игры учитель должен учитывать возможности современных интернет-ресурсов. Выбирая образовательные сайты, рекомендуемые ученикам для самостоятельного поиска, не стоит ограничиваться крупными порталами «обо всё». Зачастую наиболее интересную информацию можно найти на небольших специализированных ресурсах. Конечно, предварительно, учителю надо проверить, чтобы эти сайты содержали материалы, соответствующие основным дидактическим принципам: научности, доступности, систематичности и др. В качестве примера можно привести учебные материалы на allsummary.ru. 
Поскольку дидактическая игра предусматривает чёткую направленность на достижение целей обучения и воспитания мы посчитали уместным её использование в процессе преподавания курса «История искусств» в детской художественной школе. В связи с этим, мы обратились к разработке дидактической игры «Аттестация». Наш выбор основывался на том, что процесс игры должен протекать как можно более естественно [15, с. 114], а аттестация это естественная сторона учебного процесса. По современной классификации данная дидактическая игра является видом имитационных игр. Имитационная игра – это имитация образовательного процесса (или отдельных его циклов) с учётом особенностей деятельности обучающих и деятельности обучаемых [13, с. 168].
Особенность данной игры определена содержанием имитационных моделей (доклад, экзамен). Но, не смотря на то, что на одном из игровых этапов используется идея сдачи экзамена, мы назвали игру не «Экзамен», а «Аттестация». Мы считаем, что это название более уместным для указанного курса, поскольку реальный экзамен по этой учебной дисциплине в детской художественной школе не проводится - отметка выставляется на основе среднего балла всех полученных отметок за отчётный период. Мотивом нашей работы являлось стремление как можно лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в частности, к преподаванию курса «История искусств».
В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач [10, с. 269]. Поэтому цели дидактической имитационной игры характеризуются её двойным планом: с одной стороны, учащиеся должны действовать в соответствии с требованиями реального процесса обучения, с другой – они должны реализовать игровые функции [13, с. 168]. Поэтому мы закладывали в игру «Аттестация» два рода целей: игровые и педагогические.
Структура целей дидактической игры «Аттестация».
Игровые цели.
1. Исполнение игровых ролей.
2. Взаимодействие в коллективе, активность каждого участника игры, умение корректно вести диалог, участвовать в дискуссии.
3. Получение максимальных баллов.
4. Оценка игровых действий учащихся педагогом и членами специальной группы.
Педагогические цели.
1. Формирование знаний по курсу «История искусств (Эпоха возрождения)» - знание творчества художников, а также таких понятий как: «станковая живопись», «темпера», «этюд», «светотень» «станковая живопись», «темпера», «этюд», «светотень» «скульптурная композиция», «скульптурный ансамбль», «фреска», «колорит» и т.д.
2. Развитие познавательной сферы учащихся (мышление, воображение, речь).
3. Воспитание ценностного отношения к искусству эпохи Возрождения.
Дидактическая игра «Аттестация» имеет следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Игровой:
    2.1. «Доклады».
    2.2. «Экзамен».
3. Заключительный этап.
 
Подготовительный этап.
Лучшие дидактические игры составляются по принципу самообучения, т.е. они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Такие средства активного обучения способствуют развитию у учащихся стремления к самостоятельной поисковой деятельности [15, с. 114]. Во время игры, дети должны раскрывать свой творческий потенциал, и в любое даже подражательное действие привносить нечто свое [10, с. 269]. Поэтому подготовка начинается с активной работы учащихся по осознанию и «созиданию» игры «Аттестация». На этом этапе дети знакомятся с игровыми ролями, высказывают свои пожелания, привносят, допустимые педагогом, изменения в специфику взаимодействий участников в ходе игры. Совместно с учащимися педагог обсуждает инструкции для руководителя игры, персональных ролей и игровых групп.
Примерные действия участников игры.
Докладчик: домашняя работа: подготовка доклада; работа в классе: доклад, ответы на вопросы рецензента, оппонента.
Рецензент доклада: домашняя работа: подготовка по теме; работа в классе: рецензирование доклада с соблюдением требований к рецензии.
Оппонент докладчика: домашняя работа: подготовка по теме; работа в классе: оппонирование докладчику, вопросы к докладчику и рецензенту.
Экзаменатор: домашняя работа: подготовка по экзаменационному билету; работа в классе: оценка уровня знаний экзаменуемого, дополнительные вопросы экзаменуемому, дополнение его ответов своими знаниями.
Экзаменуемый: домашняя работа: подготовка по экзаменационному билету; работа в классе: ответы по билету, ответы на вопросы экзаменатора.
Методисты: оценка действий экзаменатора, экзаменуемого, групп «отлично» и «неудовлетворительно», рекомендации по улучшению работы. Отлично: обоснованно подчёркиваются все достоинства работы других участников. Неудовлетворительно: обоснованно указывается на пробелы в работе других участников.
На подготовительном этапе осознаются и обсуждаются функции участников игры.
Действия руководителя игры.
На подготовительном этапе:
· выбор содержания дисциплины, предлагаемого для игры (в нашем случае - это эпоха Возрождения);
· обсуждение с учащимися тем докладов и требований к ним (на предыдущих эпохах);
· составление и обсуждение с учащимися экзаменационных билетов по изучаемой дисциплине;
· подбор и рекомендация учащимся основной литературы для экзамена и докладов;
· консультации для участников игры в процессе изучения разделов «Египет», «Древняя Русь», «Италия (Возрождение)»;
· предварительное проведение занятий методом разыгрывания ролей для отработки отельных элементов игры (в четвери предшествующей проведению игры);
· определение первоначального уровня знаний учащихся по данной дисциплине (это является важным с точки зрения конструктивной педагогики, поскольку в её требования входит «поэтапный контроль хода обучения на каждом занятии для своевременной коррекции преподавания» [1]);
· создание команд и распределение ролей;
· выбор средства информационной техники (проецирование репродукций на большой экран).
На этапе «Доклады»:
· общее руководство: распределение игровых ролей; определение ситуаций, когда необходимо вмешательство руководителя игры.
На этапе «Экзамен»:
· общее руководство: определение спорных моментов, требующих вмешательства руководителя игры. На заключительном этапе:
· подведение итогов игры;
· выдача участникам игры заданий для анализа игры и разработки предложений по её усовершенствованию.
На подготовительном этапе обсуждаются и особенности планирования этапов проведения игры «Аттестация». Этапы могут проводиться в нескольких вариантах. Возможно проведение всех в один день (что соответствует требованию интенсификации процесса обучения: условия для интенсификации создаются, когда занятия по одному предмету проводятся в течение одного дня или нескольких дней без чередования с другими дисциплинами [1]).
Игра проходит на базе знаний, усвоенных ранее, а также на базе знаний, получаемых непосредственно по ходу игры. В частности, на подготовительном этапе учащимся предлагается подумать и сделать небольшие доклады на темы: «Наиболее интересная тема курса», «Требования к ответу на экзамене», «Роль экзаменатора», «Требования к докладу», «Требования к рецензенту». Мнения детей учитываются при составлении тем к этапу «Доклады», содержания «билетов» к этапу «Экзамен», критериев оценки экзаменационного ответа, доклада и игровых ролей.
Для оптимального формирования групп, распределения игровых ролей можно использовать данные социометрии [5] и референтометрии [2]. Это соответствует такому требованию конструктивной педагогики как «знание преподавателем психологических особенностей обучаемых, знание психологических особенностей учебной группы, принципов комплектования группы, с учетом индивидуальности обучаемых» [1].
На подготовительном этапе обеспечивается готовность к игровому этапу.
1. «Доклады»: формируются две (три) команды, от каждой выделяются докладчик, рецензенты, оппоненты, анализирующие доклад соперников;
2. «Экзамен»: экзаменуемый, экзаменатор, участники групп «отлично» и «неудовлетворительно», «методисты».
 
Игровой этап состоит из двух частей.
Первая часть – «Доклады».
Тема докладов по истории искусств, выбирается педагогом, но педагог старается учитывать и мнения детей, которые они выразили на подготовительном этапе. Доклады должны быть ориентированы на анализ различных мнений относительно какого-либо периода в истории искусств, направления или какого-либо отдельного произведения искусства. Темы докладов не должны быть ориентированы на простое воспроизводство знаний. Они должны побуждать к размышлению, анализу доступного учащимся материала. На предыдущем этапе изучения истории искусств учащиеся знакомились с искусством Древней Руси и Египта. Поэтому считаем оправданным и повторение предыдущего материала в таких темах как: «Искусство Древней Руси и эпохи Возрождения: сходство и различие», «Искусство Древнего Египта и эпохи Возрождения: сходство и различие», «Творчество Леонардо до Винчи Микеланджело Буонарроти: сходство и различие».
Здесь ведущей целью является развитие мышления учащихся, высказывание оригинальных, неожиданных мнений. Оценивается не только доклад. По содержанию вопросов можно также понять насколько хорошо сами оппоненты и рецензенты знают материал.
Вторая часть – «Экзамен».
Экзаменационный билет содержит два вопроса: теоретический, и практический. Мы взяли практические вопросы, т. к. в публикациях по конструктивной педагогике отмечается такой спецфический прием как «использование комплексов учебного материала, когда изучение сведений сопровождается практическим освоением содержания», а также «активизацию деятельности обучаемых путем введения проблемных ситуаций» [1].
Один из учащихся «сдаёт» «традиционный экзамен».
Примерное содержание билетов для «экзамена»: по истории искусств, раздел «Художники, скульпторы и архитекторы эпохи Возрождения в Италии».
1 билет. 1. Теоретический вопрос: Жизнь и творчество Леонардо до Винчи. Понятия по теме: «станковая живопись», «темпера», «этюд», «светотень» 2. Практический вопрос: Назвать картины художника, по предложенным репродукциям и самостоятельно проанализировать картину «Мона Лиза».
2 билет. 1. Теоретический вопрос: Жизнь и творчество Микеланджело Буонарроти. Понятия по теме: «скульптурная композиция», «скульптурный ансамбль», «фреска», «колорит». 2. Практический вопрос: Назвать работы скульптора, по предложенным фотографиям и самостоятельно проанализировать скульптуру «Давид».
3 билет. 1. Теоретический вопрос: Жизнь и творчество Рафаэля Санти. Понятия по теме: «декоративность», «набросок», «пейзаж», «мозаика». 2. Практический вопрос: Назвать картины художника, по предложенным репродукциям и самостоятельно проанализировать картину «Сикстинская мадонна».
К каждому билету даётся список рекомендуемой литературы. Например, к первому билету: для теоретического вопроса [8; 7; 4], для терминологической подготовки [6; 12]. Количество билетов зависит от числа учащихся и объема учебной информации.
Экзаменуемый предупреждается заранее, что для ответа по билетам необходимо повторить теорию. Если же проводить выбор экзаменуемого в случайном порядке (например, по жребию), то учащемуся необходимо будет быть готовым к двум ролям: экзаменуемого и участника. Подготовка к двум ролям одновременно приведет к перегрузке, что недопустимо в рамках конструктивной педагогики. Ведь при интенсификации обучения должны ставиться принципиально достижимые цели. Нереальные, явно завышенные цели приводят к «самоотключению» учащихся от поставленных задач [3, с. 20].
Но в игре уровень знаний учащегося оценивается группой «отлично» и группой «неудовлетворительно». Группа «отлично» подчёркивает все возможные достоинства экзаменуемого и экзаменатора, как сохранить достоинства ответа и оценивания в следующий раз. Группа «неудовлетворительно» отмечает все слабые места, дают рекомендации о том, как устранить недостатки ответа экзаменуемого и работы экзаменатора на следующем этапе игры. Все группы ставят оценку по пятибалльной шкале.
Мы привлекаем учащихся к оценке работы товарища, потому что мнение сверстников является значимым в подростковом возрасте. Но здесь чрезвычайно важно соблюдать доброжелательность, чтобы критические замечания не имели негативных последствий в дальнейших личных отношениях учащихся. На это педагогу необходимо обратить особое внимание на подготовительном этапе. Группа «методисты» обосновывает оценку работы «экзаменатора» и групп «отлично» и «неудовлетворительно». Все замечания должны носить характер помощи, а не наказания. Это дидактическая игра, прежде всего, направлена на поддержку правильных учебных действий учащегося, а не на наказание. Её девизом может быть выражение: «Кто сам без греха – пусть первый бросит камень».
Предпоследнее слово – «самоанализ и самооценка» даётся экзаменуемому:
· с чем он согласен, что действительно упустил;
· с чем не согласен, но ему не удалось донести правильно, что бы его поняли, как он хотел.
Такая работа является важной с точки зрения интенсификации обучения, которая подразумевает стимуляцию учебной деятельности по самообразованию, для нахождения дополнительных возможностей устранения пробелов в своем учении для углубления знаний [1]. Мы апробировали использование приёма «самоанализ и самооценка» на семинарских занятиях в вузе. По нашему опыту, это задание требует размышления, осознания критериев ответа и, действительно, может служить повышению уровня осознанности сдачи экзамена.
Последнее слово принадлежит руководителю игры.
 
Заключительный этап.
На этом этапе подводятся итоги проделанной работы. Здесь могут использоваться компьютер, проектор или интерактивная доска, поскольку интенсификация обучения предполагает обязательное внедрение компьютерной и информационной технологий [1].
 
Итак, рассматривая интенсификацию учебного процесса как совершенствование обучения без увеличения продолжительности учебной деятельности, мы приходим к выводу, что дидактическая игра «Аттестация» содействует требованиям интенсификации процесса обучения. «Аттестация» как современная образовательная технологий содержит педагогическое творчество в общении с учащимися и является активным средством обучения, что соответствует важнейшим требованиям конструктивной педагогики.
 
Список источников
1. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа : руководство для преподавателей. Раздел 2. Элементы конструктивной педагогики [Электронный ресурс] // Российская академия естествознания 2010 : [web-сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/73-2714 (дата обращения 16.04.2010).
2. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика [Текст] / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Знание, 1987. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6).
4. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения [Текст] / Б. Бернсон. - М., 1995.
5. Большой Энциклопедический словарь [Текст] . - 2000.
6. Гнедич П.П. Всемирная история искусств [Текст] / П.П. Гнедич. - М., 1996.
7. Гуковский М.А. Леонардо да Винчи [Текст] / М.А. Гуковский. - М., 1967.
8. Нардини Б. Жизнь Леонардо [Текст] / Б. Нардини . - М., 1978.
9. Романцов М.Г. Повышение качества обучения в вузе, посредством реализации на основе конструктивной педагогики, Болонской декларации [Текст] / М.Г. Романцов // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 2. – С. 64 - 70.
10. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. В 2 т. Т. 1 / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. – 608 с.
11. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12. Толковый словарь русского языка [Текст] : В 4-х т./ под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т. Сов. энцикл.; ОГИЗ, 1935 - 1940.
13. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
14. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / под ред. В.Л. Матросова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
15. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. – М. : Новая Школа, 1994.

_______________________

См. также: 
Учебно-проектная деятельность и творческие работы студентов
Материалы студенческих работ 


Робот списокРобот пришёл к выводу, что со статьёй "Дидактическая игра "Аттестация" как средство интенсификации обучения в детской художественной школе" тематически связаны:
Для ссылки:
Лепендина Е., Филиппова Т. Дидактическая игра "Аттестация" как средство интенсификации обучения в детской художественной школе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/6-1-0-48 (дата обращения: 05.11.2024).
Автор(ы): Лепендина Е., Филиппова Т. | Опубликовано 13.01.2012 | Просмотров: 9967