Интерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства
Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть студентка Художественно-графического факультета, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
С. В. Сидоров
кандидат педагогических наук, доцент, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
г. Шадринск, Россия
Summary: The article clarified the place of interactive learning technologies in educational process, revealed the possibility of using interactive technologies in teaching the visual arts.
Keywords: interaction in the learning process, interactive learning, interactive learning technologies; visual art.
Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту. При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью [1; 4]. Школа ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Именно эти способности называются ключевыми в современном обществе, причем не только российском.
Интерактивные технологии по В. В. Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [2]. Можно выделить три основных вида (режима) информационного обмена, которые формируют определённые модели педагогического взаимодействия в учебном процессе: экстрактивный, интраактивный и интерактивный.
В экстраактивном режиме ученик выступает в пассивной роли объекта педагогического воздействия, информационные потоки направлены от учителя-субъекта к объекту обучения (ученику). Такой режим является основой пассивной (субъект-объектной) модели взаимодействия, он, не вызывает субъектной активности ребёнка.
В интраактивном режиме информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают у них активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Интраактивный режим формирует активную модель взаимодействия, он характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.
В интерактивном режиме информационные потоки вызывают активную деятельность ученика и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер. Этот режим формирует интерактивную модель взаимодействия, именно он характерен для интерактивных технологий. В интерактивной модели реализуется идея организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.
К интерактивным технологиям обучения в современных вузовских пособиях по педагогике относят технологии учебной дискуссии, мозгового штурма, проектной деятельности, дидактической игры и др.
Ключевой задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; соединение теории и практики; обращение к личному опыту учащихся, поддержка их активности, поощрение творчества; взаимное обогащение опыта участников диалога; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания. Если в традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. При этом ученики становятся полноправными участниками информационного обмена, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.
Внедрение интерактивных технологий является одним из факторов интенсификации процесса обучения, поскольку интерактивное обучение позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечение осмысления и глубокого понимания учебного материала, индивидуализация педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе [1].
При планировании интерактивных уроков по курсу изобразительного искусства в средней школе необходимо учитывать, что в отличие от остальных предметов, содержание образования по данному предмету имеет сравнительно небольшую теоретическую составляющую, что вынуждает отказаться от некоторых форм интенсификации, но представляет благоприятные условия для применения творческих заданий.
Внедрение интерактивных технологий требует от учителя ИЗО изменить свою роль, о чем уже говорилось ранее. Так, на традиционном уроке ИЗО акцент в выполнении рисунка делается на реалистичность, хотя дети зачастую добавляют отдельные нереальные элементы, которые могут быть символически значимыми для ученика. При обсуждении с учащимся его работы, учитель становится слушателем, а не только транслятором знаний. В этом случае диалог «учитель-ученик» должен включать в себя обсуждение с учеником композиционного построения работы, общение с ним, как с художником, ведь отступления от композиционных правил могут быть умышленными, выражающими художественный замысел. Благодаря этому ученик осознает свою значимость и творческую состоятельность.
При работе в парах «ученик – ученик» возможно совместное рисование одной работы, где дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, составляют различные варианты, выбирают лучший (например, в компоновке и включении в рисунок отдельных деталей), а в конце урока защищают свой рисунок перед классом.
Модель интеракции «ученик – аудитория» может использоваться при изучении теоретического материала. В начале новой темы одному из учеников дается задание подготовить теоретический материал, например, историю возникновения какой-либо техники, а также ряд вопросов, отвечая на которые, класс должен будет проанализировать сообщенный им материал, а ученик, знающий ответы на свои вопросы может корректировать линию рассуждения одноклассников, давать подсказки. Дальнейшее развитие диалога «ученик – аудитория» может происходить как создание классом идей по использованию данной техники рисования.
Модель интеракции «ученик – компьютер» открывает возможности использования графических редакторов с использованием интерактивных панелей для рисования (при наличии всего необходимого в материальной базе школы). Современные компьютерные программы интерактивны, предполагая взаимодействия с пользователем, предоставляя ему возможность выбирать способы организации информационных потоков, дозировать поступающую информацию, помогая в её обработке. Дети легко усваивают пользовательские навыки работы с персональным компьютером, зачастую воспринимая его как увлекательную игрушку, и будут заинтересованы открывающимися перед ними изобразительными возможностями. Это не означает, что все уроки ИЗО надо проводить в компьютерном классе (мы считаем, что достаточно одного-двух в течение четверти), или что компьютерные программы сегодня способны полностью заменить в учебном процессе традиционные способы изображения действительности. Однако вряд ли кто будет отрицать, что владение технологиями электронных изображений сегодня востребовано ничуть не меньше, чем владение традиционными техниками ИЗО.
Наконец, в обучении ИЗО важную роль играет интеракция «ученик – произведение искусства». Способность вызывать живой отклик в сознании человека – наиболее важная особенность искусства. Однако далеко не всегда ребёнок готов сам вступить такой в диалог. В инициировании этого диалога очень важна роль учителя-фасилитатора, не просто разъясняющего идейное содержание картины, её композиционные особенности, цветовое решение и т.д., но помогающего ученикам проникнуть в замысел художника, сопереживая, домысливая и интерпретируя содержание изображённого, становясь соучастником творческого процесса.
Итак, главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.
Библиографический список
1. Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 432 с.
2. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
3. Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. – Режим доступа: / http://festival.1september.ru/articles/313034/ (дата обращения 05.05.2011).
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. – 2000. – №1. – С. 25-27.
________________________
См. также:
Робот выяснил следующее: со статьёй "Интерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства" тематически связаны: Филиппова Т.В., Сидоров С.В. Интерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/6-1-0-32 (дата обращения: 22.12.2024). | |
Опубликовано 26.10.2011 | Просмотров: 34228 | |