Развитие самостоятельности школьников в художественно-творческой деятельности
Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть
Ссылки к разделам статьи
Т. П. Поединкова
студентка Художественно-графического факультета, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
С. В. Сидоров
кандидат педагогических наук, доцент, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск, Россия
Summary: The article reveals the essence and structure of the artistic-creative activities, identifies opportunities for its development in educational-creative process. Keywords: self-activity of pupils; artistic-creative activity; visual arts.
Выработка у учащихся навыков самостоятельной творческой работы – одна из центральных задач обучения, которая ложится на плечи учителя изобразительного искусства. На занятиях изобразительным искусством, где в основном идёт практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха невозможно [4].
В понимании сущности художественно-творческой деятельности мы основываемся на интерпретации наиболее признанных трактовок деятельности и творчества. Согласно определению С. Л. Рубинштейна, деятельность – это вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В свою очередь, творчество как процесс, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового [8], невозможно без активной преобразующей деятельности, отмеченной высокой степенью индивидуальности, самостоятельности. Таким образом, творческая деятельность представляет собой активность человека, направленная на познание и преобразование окружающего мира и себя в нём путём создания новых продуктов материальной и духовной общественной ценности. Примером такого продукта может быть создание художественного произведения, и в этом случае мы говорим уже о художественно-творческой деятельности, которая отражается в многообразных жанрах и видах искусств.
Художественно-творческая и самостоятельная деятельность учащихся имеют тесную взаимосвязь. Сознательная, активная и самостоятельная работа учащихся является прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям [4]. Обратимся к значению понятия «самостоятельность». Самостоятельность – личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решение и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов разрешение тех или иных проблем [5]. В педагогическом энциклопедическом словаре самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения [1]. Данные определения ещё раз подчёркивают важную роль самостоятельности в творческой деятельности и приводят нас к выводу о том, что понятия художественно-творческая и самостоятельная деятельности имеют общую особенность – инициативность и целенаправленность действий учащихся в решении поставленных учебных задач – и служат для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Следовательно, самостоятельная художественно-творческая деятельность – это инициативная целенаправленная деятельность учащегося, направленная на познание и преобразование окружающего мира путём выбора творческой формы реализации и умение самостоятельно решать поставленные задачи в меняющихся условиях образовательного процесса.
Основываясь на общей структуре деятельности, мы представляем структуру самостоятельной художественно-творческой деятельности следующим образом: - цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;
- субъектами деятельности могут выступать: учителя, учащиеся, школа, государственные органы; - объектами деятельности могут быть: природа и природные материалы, предметы (вещи), явления, процессы, учащиеся, ученический коллектив, художественно-творческая сфера, внутреннее состояние человека;
- мотивом к деятельности могут являться: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы;
- в качестве средств деятельности могут применяться материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что, благодаря своим свойствам, служит орудием действий;
- процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели;
- итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.
Говоря о проявлении творческой самостоятельности школьников в обучении, мы придерживаемся точки зрения Ф.Я. Байкова. По его мнению, творческая самостоятельность проявляется в том, что учащийся:
- активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы;
- умело применяет свои знания, жизненный опыт для установления новых связей и отношений;
- мысленно установив новые связи между предметами и явлениями действительности, стремится первым сформулировать эти связи в виде нового закона;
- заслушав неточную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет её недостатки;
- сформулировав закон, стремится самостоятельно определить следствия;
- открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение;
- при решении задачи предлагает обоснованные способы её решения.
Одна из центральных задач обучения состоит в выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы [2]. Для дальнейшего раскрытия сущности развития самостоятельности в творческой деятельности, введём определение творческой познавательной деятельности, под которой понимается наличие интеллектуальной способности ученика и его умений самостоятельно вычленять существенные и второстепенные признаки предметов, явлений и процессов действительности и путём абстрагирования и обобщения раскрывать сущность новых понятий [6]. Соответственно творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте). Следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и перебор возможных вариантов движения к цели (в полном или частичном объёме); создание в процессе движения к цели нового продукта (в полном или частичном виде). Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ей. Самостоятельная деятельность здесь и возникает, удовлетворяя их индивидуальные потребности. Задача педагога, не нарушая замысла ребёнка, помочь создать условия для самостоятельной деятельности [2]. Самостоятельность творческой деятельности условна, так как сама субъективность познания нового учащимися несёт в себе обязательность контроля со стороны учителя. Учитель должен стимулировать и направлять творческую познавательную деятельность учащихся, вырабатывая у них умения и навыки самостоятельной работы. Так, на занятиях по композиции, проводимых нами в Каргапольской детской художественной школе (р.п. Каргаполье Курганской области), при использовании метода рисования с натуры, учащиеся самостоятельно организовывали наблюдение и анализ натуры при выполнении домашнего задания – выполнения набросков и зарисовок.
В организации урока изобразительного искусства важную роль играет организация коллективной деятельности, которая определяет направленность индивидуальных самостоятельных работ учащихся. В организации самостоятельных работ ведущим является процессуальная основа деятельности. Индивидуальная форма организации самостоятельных работ является вторичной. Если в классе не создана атмосфера коллективного творчества, то применение индивидуальных самостоятельных работ творческого характера может не дать желаемых результатов. Если же такая атмосфера создана, то учащиеся начинают работать на уровне своих возможностей, то есть при выполнении только фронтальных заданий достигают высокого уровня творческой деятельности [9]. Отсюда следует, что на занятиях по изобразительному искусству мы предлагаем применять следующие формы организации самостоятельных работ: фронтальные, индивидуальные и групповые. В частности, на занятиях по предмету истории искусств для развития самостоятельности школьников в художественно-творческой деятельности мы использовали групповую форму организации занятий. С данной целью мы разделили школьников 4 класса (14-15 лет) на две группы для изучения и подготовки домашних докладов о творчестве французских художников-импрессионистов Э. Мане и К. Моне. Далее учащиеся продолжали работать по группам, выполняя на классном занятии различные задания, при этом их активность стимулировало соревнование между группами.
Поскольку одним из аспектов творчества выступает деятельность в области создания и реализации проектов, в организации развития самостоятельности школьников в художественно-творческой деятельности мы обратились к технологии проектного обучения. По мнению Н.И. Лазаревой [1], творческая проектная деятельность наиболее способствует творческой самореализации школьников, если школьный проект имеет не столько учебно-воспитательный, сколько творчески-практический характер. Под творческой проектной деятельностью понимается сотрудничество учителя и учащегося направлено на освоение общечеловеческих ценностей посредством развития эмоционально-чувствительной сферы, эстетической активности и создание личностного образовательного продукта, обеспечивающее творческую самореализацию школьника в других сферах деятельности. К структурным компонентам творческой проектной деятельности в контексте нашего исследования мы отнесли: целеполагание, учебное сотворчество, эмоциональную и исследовательскую активность, рефлексию, которые способствуют созданию личного творческого образовательного продукта – творческого проекта. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п.
Возможности развития познавательной самостоятельности учащихся значительно расширяются при использовании в проектной деятельности разнообразных источников, в частности, познавательных интернет-ресурсов, которые можно обнаружить на страницах сайтов различной тематики. Так у детей постепенно будет формироваться целостное видение прекрасного, в котором взаимосвязаны история и современность, классическое искусство и повседневность.
Рассмотрим применение технологии проектной деятельности на занятиях по изображению пейзажной живописи, раскрывая содержание каждого этапа технологии проектного обучения, описанной в пособии Т.И. Шамовой и др. [7].
1-й этап проходит в форме обсуждения предстоящей темы художественно-творческой работы. Учитель предлагает общую тему (и тем самым форму выражения итогов проектной деятельности) будущего творческого проекта – создание изображения пейзажа водного пространства в технике масляной живописи.
2-й этап заключается в выборе учителем формы организации занятий. В частности, для реализации творческого проекта, мы уже выбрали интегрированную форму организации самостоятельной художественно-творческой деятельности, объединяющую: фронтальную, индивидуальную и групповую. На каждом определённом этапе проекта будут использоваться различное объединение данных форм: фронтальная и индивидуальная, групповая и фронтальная и т.п. в зависимости от поставленных целей занятия.
3-й этап предполагает подготовку материалов к творческой работе, выдача учащимся необходимого теоретического материала (стимулирование учащихся на данном этапе при использовании видео метода – показ слайд-шоу картин художников, наглядно-иллюстративный метод), проведение практических упражнений для выработки умений учащихся в технике масляной живописи.
4-й этап охватывает саму разработку проекта. Когда учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность при работе на пленэрных занятиях (метод рисования с натуры), разработке необходимых эскизов. Результатом данного поиска будет являться опорный эскиз, определяющий дальнейшие задачи создания творческого проекта. Самостоятельная творческая деятельность несёт в себе обязательность контроля со стороны учителя, поэтому учитель консультирует, контролирует работу учащихся, стимулирует деятельность учащихся.
5-й этап заключается в оформлении результатов учащихся своего творческого продукта. Работа школьников заключается в создании самого изображения пейзажа водного пространства в технике масляной живописи. Учитель в свою очередь выполняет те же функции, что и в вышеуказанном этапе.
6-й этап проходит в виде открытого обсуждения творческих проектов школьников. Экспертами являются сами учащиеся и руководитель проектной деятельность – учитель рисования. Затем организуется выставка творческих проектов, при подготовке к которой учащиеся делятся на группы и выполняют определённое задание. На рассмотренном этапе мы использовали возможности рефлексии и самооценивания.
Мы согласны с М. Поволяевой в том, что для развития творческих способностей школьников требуется, чтобы в процессе педагогического общения учителя и ученика школьник был активно включён в учебную деятельность, свободно проявлял своё отношение и преодолевал возникшие трудности [3]. При этом возникает противоречие, которое при грамотном педагогической управлении деятельностью ребенка становится движущей силой творческой самостоятельности. Данное противоречие проявляется между необходимостью самостоятельного решения в меняющихся условиях и недостаточность развития самостоятельности ребёнка решать задачи без готовых алгоритмов в образовательном процессе. В связи с этим, выделяются следующие педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей. Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца. Во-вторых, сам процесс обучения направленный на овладение этим материалом, должен стимулировать развитие творческих способностей школьников. Иначе говоря, в организации учебного процесса необходимо предусматривать возможность познавательной деятельности различного уровня, постепенного перехода от выполнения заданий репродуктивного характера к творческим.
Итак, подведём итоги нашей статьи: 1) развитие самостоятельности школьников в творческой деятельности наиболее эффективно при выполнении работ творческо-практического характера, поскольку развивает способность ученика нестандартно применять имеющиеся у него знания и опыт деятельности;
2) необходимо, чтобы развитие самостоятельности учащихся во всех основных звеньях выполнения художественно-творческих работ осуществлялось планомерно, в соответствии общедидактическими принципам доступности, последовательности и систематичности;
3) технология проектного обучения является одним из эффективных способов развития самостоятельности учащихся в художественно-творческой деятельности, так как именно в ней развивается эстетическая активность, обеспечивается творческая самореализация школьника в других сферах.
Библиографический список
1. Лазарева Н. И. Творческая самореализация школьников на основе творческой проектной деятельности // Научное обоснование основных понятий, обеспечивающих диссертационные исследования по актуальным проблемам современного образования: сб. науч. ст. / Под ред. Л. П. Качаловой – Шадринск, 2006. – С. 66-70.
2. Маслова С. Е. К вопросу о творческих качествах личности // Высшее образование сегодня. – 2007. –№3. – С. 58-61.
3. Поволяева М. Пути повышения профессионализма педагогов // Воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 31-32.
4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 2000. – 256 с.
5. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928с.
6. Часовских Н. С. Дидактические основы самостоятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – №2. – С. 105-107.
7. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Под ред. Т. И. Шамовой – М.: Академия, 2002. – 384 с.
_________________________
См. также:
Интерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства
Дидактическая игра "Аттестация" как средство интенсификации обучения в детской художественной школе Робот пришёл к выводу, что со статьёй "Развитие самостоятельности школьников в художественно-творческой деятельности" тематически связаны: Поединкова Т.П., Сидоров С.В Развитие самостоятельности школьников в художественно-творческой деятельности [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/6-1-0-30 (дата обращения: 21.11.2024). | |
Опубликовано 23.10.2011 | Просмотров: 17921 | |