Игра как современная педагогическая технология на уроке истории

Робот Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть
Виктория Жилина, Алёна Шихалева

Студентки гуманитарного факультета
Шадринский государственный педагогический университет
 
 Статья опубликована в сборнике: Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the X international scientific conference on May 15–16, 2019. – Prague : Vědecko vyda-vatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2019.

Сегодня происходят значительные изменения в педагогической среде. Для того чтобы расположить интерес учащихся к предмету, педагог применяет в работе различные методы обучения и воспитания. П. И. Пидкасистый отметил, что педагогическая технология может обозначать направление дидактики; обучающую систему; системы приемов и методов преподавателя, а также отдельные методы воспитания и обучения [4].

Игра как современная педагогическая технология на уроке истории

Самым интересным и познавательным методом для школьников, на наш взгляд, является игра. Данная технология обучения используется достаточно давно и прослеживается в работах известных людей живших в VI-IV вв. до н. э. (Аристотель, Квинтилиан, Платон, Сократ и др.). Игру иллюстрируют «Диалоги» Платона, которые представляют собой спектакль, осуществляемый по особому сценарию, в нем просматривается наличие ролей и правил игры, главным действующим лицом является сам Сократ [2].

Принцип активности школьника в дидактике был и остается основой в педагогической науке. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам [2].

В игровой технологии главную идею составляют цели и средства активизации, что и является основой эффективности результатов. Г. К. Селевко определяет игру как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [6].

В рамках современной педагогической науки сформировано достаточно много представлений о взаимосвязи обучения и игры, а также определена структура самого процесса: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (т.е. подведение итогов). Дидактическая задача поставлена для детей в скрытом смысле. Внимание ребенка непосредственно ориентировано на исполнение игровых действий, а задача обучения им не воспринимается. Данная концепция делает игру уникальной формой обучения, при которой ученики непроизвольно осваивают комплекс ЗУН (знаний, умений и навыков). Цель ставится перед учащимися в виде игровой задачи, которая преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Отдельным элементом педагогической технологии, в ходе ее игровой деятельности являются игровые действия. Игра будет увлекательной и интересной при условии максимального разнообразия игровых действий. Учебная деятельность регламентируется правилами игры, педагог направляет ход игры и следит за ее процессом. Обязательным компонентом данной педагогической технологии является подведение итогов, которое происходит в конце игры. К примеру, подведения итогов можно отнести, общий подсчет количества набранных очков. При подведении итогов необходимо учитывать достижения каждого ребенка, вне зависимости от уровня обучения и развития [3].

Игровые технологии подразделяются на: развлекательные (активизация эмоций); дидактические (достижение предопределенного познавательного результата); диагностические (выявление отклонений в развитии и обучении); коррекционные (внесение положительных изменений в процессе развития или образования) [1].

Технология игры состоит из трех важных этапов: подготовка, проведение и анализ. Этап подготовки включает в себя разработку сценария - образного описания ситуации и объекта. Далее осуществляется ориентация участников игры. На подготовительном этапе могут выдаваться пакеты материалов, инструкции, правила и установки игры. Следующий этап – этап проведения, определяется как процесс игры. После того как игра началась, никто кроме ведущего не может изменять ее ход. Этап анализа, является заключительным, он предполагает обсуждение и оценки результатов игры. Учитель указывает на достигнутые результаты, отмечает ошибки и формулирует окончательный итог занятия [3].

В разработанной нами игре «Назад в прошлое» дидактическая задача заключается в том, чтобы научить учеников: выстраивать линию развития человека в пределах его жизнедеятельности и развития общества; уметь распознавать временной период и отличать его от других; подбирать объекты, относящиеся к заданной исторической эпохе. Игровая задача: ученик, выполнивший правильно все задания, становится обладателем императорского титула. Игровое действие: представляет собой выполнения заданий поэтапно. Правила игры заключаются в следующих установках. Перед детьми на экране изображено поле. Каждому ученику предложено попробовать себя в роли крестьянина. Для того чтобы дойти до финала и приобрести титул «императора» предстоит «работа в поле» - разгадать различные исторические головоломки из различных областей XIX века. В игру включены разнообразные сферы жизнедеятельности человека: культура, архитектура, наука и искусство. Проходя успешно задания, которые представлены на электронной доске дети получают «монетки» в качестве бонуса за успешное прохождение этапов игры. Накопив определенное количество бонусов, учащиеся имеют возможность приобрести титул дворянина или графа, барона или императора. Тот, кто первый доходит до финального этапа и по сумме количества накопленных за всю игру монеток получает титул «императора» становится победителем.

Таким образом, рассуждая о положительных свойствах игры как современной педагогической технологии, стоит перечислить некоторые особенности: возможность индивидуальной и групповой работы, простота и досягаемость педагогической технологии, возможность соревновательного духа. Существуют и отрицательные аспекты, что бы их избежать, ученые и методисты рекомендуют четко формулировать цели и задачи игры. Так же использовать всевозможные системы игр и постепенно усложнять игровые правила.
 
Библиографический список
1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб, 2001.
2. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Ксенофонт; [Пер. и послесл. С. И. Соболевского, с. 265-281; Рос. АН, Ин-т философии]. - М. : Наука, 1993. - 379 с.
3. Курлаев К. О. Организация дидактической игры [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/organizacija_didakticheskoj_igry/14-1-0-9 (дата обращения 30.04.2019).
4. Пидкасистый П. И. Учебное пособие по курсу «Педагогика» : Вопр. структур. анализа общ. и отрасл. теорий ком. воспитания учащихся" / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев; Редактор В. В. Домнина. - М. : МЭИ, 1982.
5. Саяпин В. Н, Саяпина Н. Н. Педагогические технологии : учебное пособие. - Саратов: «НАУКА», 2009.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. - Москва : Народное образование, 1998.

Робот списокРоботом установлено, что со статьёй "Игра как современная педагогическая технология на уроке истории" тематически связаны:
Для ссылки:
Жилина В.А., Шихалева А.А. Игра как современная педагогическая технология на уроке истории [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/igra_na_uroke_istorii/10-1-0-682 (дата обращения: 26.04.2024).
Автор(ы): Жилина В.А., Шихалева А.А. | Опубликовано 24.10.2019 | Просмотров: 4062