Ветвь-диаграмма logo Sidorov S.V. ©

Как сделать, чтобы школьники легко запоминали и определяли стихотворные размеры

Робот Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть
Содержание
Несколько лет назад мой материал с памятками для изучения стихотворных размеров был опубликован на портале Ucheba.com. Он и теперь там (см. источник, указанный в конце страницы). Но вот недавно потребовалось дать на него ссылку - и поиски заняли довольно продолжительное время: в сети несколько сайтов с похожим названием, заглавия статьи я не помнил, и нашёл её, только догадавшись процитировать Гуглу начало одного из четверостиший-памяток. Поэтому, слегка доработав эту статью, я решил продублировать её на si-sv.com, чтобы всегда была под рукой.
 

Знание стихотворных размеров должно помогать, а не мешать восприятию поэзии

Как сделать, чтобы школьники легко запоминали и определяли стихотворные размерыИзучение классических размеров стиха в школе буквально соткано из противоречий. С одной стороны, хорошая поэзия показывает размышления, чувства, душевные переживания лирического героя, которые могут быть совершенно нелогичны (как, впрочем, и ответные эмоции читателя или слушателя). С другой – ритм классического стиха подчинен определенной логике, его легко изобразить в виде четких схем.

При изучении основ стихосложения детям надо усвоить сразу несколько непростых терминов: силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение, стих, стопа, двусложные и трехсложные размеры, название каждого размера. Однако зачастую результат таких усилий близок к нулю, потому что знания даются в отрыве от их практического применения, и у школьников не формируются умения слышать и понимать структуру стиха, различать размеры на слух. А без этого сведения о стихотворных размерах – просто лишний груз для нашей памяти.

Мне и самому в школе эта премудрость далась нелегко и, помнится, стоила десятка исчерканных тетрадных листов. Потом уже в институте преподаватель теории литературы поэт Александр Михайлович Виноградов подал нам идею запомнить примеры для каждого классического размера, и – о чудо! – размеры стали определяться на слух и почти мгновенно. Правда, оставалась ещё одна проблема: зная наизусть примеры и быстро подбирая их по ритмическому сходству, я все же иногда опасался перепутать названия размеров.

Придя работать в школу, я окончательно убедился, что методика преподавания стихотворных размеров не даёт детям главного: она не помогает лучше понять красоту поэзии, а скорей отпугивает сложностью и кажущейся инородностью учебного материала.

Стремясь облегчить своим ученикам запоминание стихотворных размеров, педагоги пытаются использовать мнемотехнику: втискивают названия размеров в какую-либо фразу, как правило – причудливую и бессмысленную. В результате само запоминание такой фразы и её смысла порой даётся сложней, чем сам учебный материал.

Например:
ХОдит ЯМщик, ДАкает.
АМёба пищит, АН не всякая.
По замыслу автора этого двустишия, оно должно помочь запомнить стихотворные размеры. Мне бы, всего скорей, не помогло, я и сейчас-то смог выделить нужные части заглавными буквами именно потому, что знаю размеры, а не наоборот. 

А вот ещё один пример, рядом с которым стишок про ямщика и амёбу выглядит шедевром ясности и стиля:
ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!
Неустановленный автор сопровождает эту фразу таблицами и пояснениями, которые устанешь даже просто изучать, а не то, что заучивать! Хотя, кому интересно - вот ссылка.

В общем, получается сложновато. Но главное в этих примерах – непонятно, при чём тут поэзия! Даже запомнив названия классических размеров, ученик столкнётся с той же проблемой: зачем и как это применять?
 

Моё решение проблемы

Как учителю сделать стихотворные размеры более «живыми», а знания о них – более действенными?

Главная особенность художественной литературы – образность. Прекрасно! Создадим художественный образ каждого классического размера, и тогда на уроке литературы они перестанут быть чужеродным элементом.

Для этого…
  1. Определение и схему каждого размера дополним ключевыми особенностями его «характера».
  2. Подберём яркий, запоминающий пример из школьной программы (как советовал когда-то мой вузовский преподаватель).
  3. Посвятим каждому размеру маленькое стихотворение (четверостишие), создающее его образ и написанное этим же размером (это моя собственная «находка» – чтобы не перепутать названия). Да, и уже чтобы точно не забыть название размера, назовем его прямо в тексте четверостишия.
Тогда краткую характеристику классических размеров можно представить в виде следующих памяток.
 
Хорей
Двусложный размер с ударением на первом слоге.
Схематичное изображение: –́ – /
Особенности: легкость, стремительность стиха.
Литературный пример: поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (четырехстопный хорей).
Фольклорный пример: частушка.
Четверостишие-памятка
Мчится вдаль хорей летучий,
Переваливая кручи,
Поднимаясь выше туч,
Лёгок, весел и певуч.

 

Ямб
Двусложный размер с ударением на втором слоге.
Схематичное изображение: – –́ /
Особенности: универсальность; ямбом написано большинство поэтических произведений русской литературы.
Литературный пример: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (четырехстопный ямб).
Четверостишие-памятка
Могучий ямб всегда в движеньи,
Он рассудителен и скор.
И по заслугам с давних пор
Он царствует в стихосложеньи.

 

Дактиль
Трехсложный размер с ударением на первом слоге.
Схематичное изображение: –́ – – /
Особенности: неторопливость, торжественность.
Литературный пример: поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога» (четырехстопный дактиль).
Четверостишие-памятка
Дактилю выпала важная роль –
Есть от чего возгордиться:
Шагом торжественным словно король
Шествует он по странице.

 

Афмибрахий
Трехсложный размер с ударением на втором слоге.
Схематичное изображение: – –́ – /
Особенности: элегичность, «задумчивость».
Литературный пример: стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (четырехстопный амфибрахий).
Четверостишие-памятка
Не зря амфибрахий порою печален,
Суровой задумчивостью наделен:
Он твёрже и звонче гранита и стали,
В движениях нетороплив и силен.

 

Анапест
Трехсложный размер с ударением на третьем слоге.
Схематичное изображение: – – –́ /
Особенности: передаёт печаль лирического героя.
Литературный пример: стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (трехстопный анапест).
Четверостишие-памятка
Вот анапест идет, не спеша,
Осторожно ступая, по свету,
Чтобы в нём отразила душа
Сокровенные думы поэта.
 
Выучив четверостишия-памятки, ваши ученики будут легко на слух определять классические стихотворные размеры.

Источник: Ucheba.com
Робот списокРобот пришёл к выводу, что со статьёй "Как сделать, чтобы школьники легко запоминали и определяли стихотворные размеры" тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В. Как сделать, чтобы школьники легко запоминали и определяли стихотворные размеры [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/stikhotvornye_razmery/19-1-0-503 (дата обращения: 20.09.2019).
Автор(ы): Сидоров С.В. | Опубликовано 20.09.2015 | Просмотров: 8633

При использовании оригинальных материалов сайта ссылка на si-sv.com обязательна.
Сервер, обеспечивающий работу сайта, находится в РФ.

© Сидоров Сергей Владимирович 2011 - 2019
Сайт создан в системе uCoz