Развитие церковноприходского типа сельской школы в педагогическом опыте С.А. Рачинского
Внизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть В конце XIX – начале ХХ в. в ряде сельских школ Смоленской губернии осуществлялась инновационная деятельность под руководством профессора Московского университета, члена-корреспондента Российской академии наук Сергея Александровича Рачинского. Педагогический эксперимент, начавшийся в церковноприходской школе с. Татево, впоследствии был продолжен С.А.Рачинским и его учениками в созданных им на свои средства сельских школах Бельского уезда. Нововведения Рачинского охватывали цели, содержание, организацию и результат образовательного процесса в церковноприходской школе. Как отмечают Ю.В.Василькова и Т.А.Василькова, «в школе Рачинского была сделана попытка объединить религиозное, нравственное, трудовое и профессиональное воспитание, обучение, согласованное с потребностями крестьянской семьи и сельской общины» [1].
С.А. Рачинский не только создал новый, прогрессивный для своего времени тип церковноприходской школы, но и разработал модель образования сельских школьников, не утратившую своей актуальности и в наши дни. Фактически он впервые в отечественной педагогике выявил комплекс специфических условий образования в сельской местности, определил возможности эффективного осуществления образовательного процесса с учётом этих условий.
Выделим основные особенности школы С.А. Рачинского:
- обучение и воспитание детей осуществлялось в единстве, обеспечивая целостность педагогического процесса;
- занятия в школе шли целый день, включая не только уроки, но и разнообразную внеурочную работу;
- школа работала круглый год, учебно-воспитательный процесс не прерывался даже летом, изменялась лишь его организация;
- при школе существовало общежитие для детей из дальних деревень;
- главными учебными предметами были Закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметика; преподавались также основы физики, геометрии, географии, черчения, церковного пения, изучались отечественная история и основы фортификации (последний предмет преподавался старшим ученикам и помогал мальчикам подготовиться в службе в армии);
- на всех уроках осуществлялось воспитание детей, особую роль в нравственном воспитании играл Закон Божий, на уроках которого акцент делался не на заучивание священных текстов, а на формирование у детей нравственного опыта;
- система воспитывающих отношений в школе строилась по типу уклада крестьянской семьи: учитель не только проводил с детьми учебные занятия, но и посвящал им свободное от уроков время; старшие ученики заботились о младших, помогали им в учёбе и труде;
- труд детей и взрослых (самообслуживание, работа в пришкольном хозяйстве, обеспечение себя продуктами и т.п.) носил совместный характер, педагоги работали вместе с учащимися, подавая пример детям и передавая им трудовые навыки;
- особое внимание уделялось подготовке к труду, формированию у школьников культуры сельскохозяйственного труда на уроках и во внеурочной работе;
- в летнее время важнейшей формой учебно-воспитательной работы становились «образовательные путешествия» – походы и экскурсии к святым и памятным историческим местам, во время которых дети изучали родной край, собирали фольклор, обсуждали, записывали и зарисовывали увиденное; материалы, собранные во время «образовательных путешествий», затем активно использовались в учебно-воспитательном процессе (на их основе в школе ставились спектакли, проводились разнообразные праздники и др.);
- помимо обязательных учебных предметов и труда в школе существовал хор, в котором пели все дети, для желающих проводились занятия игры на музыкальных инструментах, занятия по изобразительному искусству; летом занятия по изобразительному искусству с учениками Татевской школы проводили студенты Академии художеств;
- в школе велась коррекционно-педагогическая работа по устранению заикания и других дефектов речи, а также осуществлялось обучение ремёслам детей с врождёнными недостатками;
- педагогические кадры для школы готовились самой школой, для будущих педагогов существовал годичный курс обучения, для чего их обучение в школе продлялось на один год;
- школа являлась центром просвещения крестьян, при школе было создано общество трезвости, открыта книжная лавка, по воскресеньям сельские жители шли в школу, где для них демонстрировались достижения детей, проводились просветительские беседы.
С.А. Рачинский составил учебные программы, адаптированные к условиям сельской местности, ориентированные на более высокий, чем в традиционной церковноприходской школе, уровень образования. В его школах наряду с обязательными занятиями широко практиковались занятия по выбору. Им разработаны оригинальные методики преподавания. Так, он осуществлял обучение русской грамоте одновременно с изучением церковнославянского языка, создал оригинальную систему начального математического образования и т. д. (Л.Ю. Стрелкова [3, с. 146-165]).
С.А.Рачинский считал, что сельская школа не должна существовать в отрыве от социального окружения, разделяя в этом взгляды Н.А.Корфа, Н.Ф.Бунакова и Л.Н.Толстого. Более того, по его убеждению, направления и формы работы народной школы должны вырабатываться «под давлением требований родителей учеников и условий их духовного существования» (Д.И.Латышина [2, с. 459]).
Выпускники школ С.А. Рачинского впоследствии достигли значительных успехов в ведении крестьянского хозяйства, некоторые стали священниками, сельскими учителями, профессиональными живописцами. Эпизоды жизни Татевской школы изображены на картинах её бывшего ученика Н.П.Богданова-Бельского «У дверей школы», «Устный счёт», «Воскресное чтение в сельской школе», «Новички» и др.
Успехи в обучении и воспитании крестьянских детей Татевской и других сельских школ Бельского уезда Смоленской губернии во 2-й половине 1890-х гг. привлекли внимание широкой общественности в России, заслуги С.А. Рачинского были отмечены в личном послании императора Николая II. В 1900 г. на Парижской выставке педагогический опыт С.А. Рачинского приобрёл мировую известность. По образцу Татевской школы в Англии в начале ХХ в. были созданы «новые английские школы»: Абботсхолмская и Бидельская.
Использованная литература
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: Академия, 2000. – 440 с.
2. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.
3. Рачинский С.А. Сельская школа: сб. статей / сост., вступ. ст., коммент. Л.Ю. Стрелковой. – М.: Педагогика, 1991. – 173 с.
Интернет-источники о С.А. Рачинском
1. С.А. Рачинский в Википедии
См. также:
Подсказка робота: со статьёй "Развитие церковноприходского типа сельской школы в педагогическом опыте С.А. Рачинского" тематически связаны: Сидоров С.В. Развитие церковноприходского типа сельской школы в педагогическом опыте С.А. Рачинского [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/rachinskij/21-1-0-35 (дата обращения: 22.11.2024). Источник: http://si-sv.com/Monogr/Texti/sidorov_s.v-innovacii_v_selskoj_shkole.pdf | |
Опубликовано 27.11.2011 | Просмотров: 14959 | |