Ветвь-диаграмма logo Sidorov S.V. ©

Организация дидактической игры

Робот Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть
Кирилл Курлаев
 
студент 2 курса факультета Истории и права
 
 
     Ссылки к разделам статьи
 
Дидактическая игра делает учебный процесс интересным, создает веселое, задорное рабочее настроение. Применение игры облегчает учебный процесс, потому что игра привычна детям. Позитивные эмоции, возникающие в ходе игры, упрощают процесс познания, через игру намного легче познаются теоретические знания, усваиваются умения и навыки, опыт их применения в новых для ребёнка ситуациях.
В.А.Сухомлинский отмечал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в душу ребенка вливается живительный поток представлений об окружающей действительности».
Конечно, дидактическая игра – это игра лишь для ребенка. Взрослый с её помощью осуществляет обучение. Иначе говоря, дидактическая игра – это особый способ взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. При этом, хотя педагог и ребёнок участвуют в одной игре, решаемые ими задачи существенно отличаются: сформулировав дидактическую задачу для себя, учитель ставит перед детьми игровую задачу.

 

Функции игры в учебном процессе довольно разнообразны. К ним относятся развитие учебной деятельности и интереса к учению, формирование знаний и опыта их применения, формирование навыков самоконтроля и самооценки, формирование социальной роли.
В современной дидактике разработаны следующие принципы проведения игры:
- принцип добровольности участия в игре;
- принцип динамичности (игра требует динамики, активных внешне проявленных действий со стороны участников);
- принцип создания игровой атмосферы (хотя игра проходит «понарошку», дети при этом испытывают реальные чувства);
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
- принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.
 
Основные этапы организации дидактической игры.
1. Выбор игры. Существует большое многообразие детских игр, из которых предпочтительней выбирать те, которые не только обучают, но и воспитывают справедливость, умение помочь товарищу, способствуют развитию личностных качеств, формированию характера. Кроме того, выбор игры зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от коллектива, в котором он находится.
2. Предложение игры детям. Может быть как неигровым (давайте начнем играть…) так и игровым (например, получение секретного пакета). Перед началом игры необходимо чётко ставить игровую задачу, объяснить правила и действия. В объяснение игры входят её название, смысл и тема (о чём игра), правила, содержание и т.д.
3. Оснащение и оборудование места для игры. Место для игры должно быть выбрано по сюжету, содержанию игры, по количеству участвующих, быть безопасным, удобным.
4. Распределение на команды, группы, распределение ролей. Игровая практика имеет различные демократические приемы разделения на микроколлективы (например: считалки, жеребьевка и тд.). При распределении игровых ролей можно воспользоваться такими приемами:
- выбор на ключевую роль взрослого (чтобы никому было не обидно);
- назначение на ответственную роль старшего ребёнка (например, приглашение ученика из старшего класса);
- жеребьёвка;
- поочередное выполнение наиболее интересной, привлекательной для детей роли;
- развитие игровой ситуации, предполагающее смену ролей или их постепенное усложнение.
5. Игровые действия – это проведение самой игры. Для поддержания постоянного интереса к игровым действиям возможно усложнение правил игры, введение в игру новых лиц, смена обстановки. Педагог, он же организатор, действует в той роли, которую он выбрал.
6. Завершение игры. Впечатления, полученные от игры, во многом зависят от этого этапа. В конце игры нужно огласить результат, например: поражение, победа, выигрыш, ничья – должна быть выделена логическая черта. Конец игр также требует подведение итогов, поощрения.
 

 

Существует большое количество дидактических игр. Так, по способу организации деятельности дидактические игры также можно разделить на игры-путешествия, поручения, предположения, загадки…
Приведём некоторые примеры использования игр в учебном процессе.
Очень распространенной дидактической игрой является «Составить кроссворд», «Решить кроссворд». Кроссворд в основном используют для запоминания определений. Ученики составляют кроссворд на заданную тему в классе или дома. На следующем уроке их решают группой или самостоятельно один ученик.
Детская игра «Собери гусеницу». В ней собирают гусеницу, например из ярких цветов или тёмных и т.д. Такая игра используется в дошкольных учреждениях.
Игра «Черный ящик» формирует воображение, мышление память учеников. В черную коробку кладут объект, который соответствует теме урока. Учитель описывает объект, который находится в черном ящике. Ученики стараются отгадать (может быть, при помощи наводящих вопросов).
Игра-викторина на развитие памяти, мышления, внимания, в которой учащимся предлагаются задания разного характера, например: быстрее всех подсчитать количество букв, цифр, предметов; найти 10 отличий в картинках; всех решить ребусы, задачи со зрительными иллюзиями и т.д.
Игры, связанные с моделированием ситуаций межличностного взаимодействия и общения в группе обучающихся, эффективны при изучении иностранного языка. В частности, среди учителей и репетиторов по иностранным языкам популярны игры на английском для 1 класса. И это неслучайно, поскольку, вводя игровые элементы, в учебный процесс сравнительно легко можно привнести разнообразные ситуации общения, смоделировать не только языковую среду, но и социокультурный контекст разыгрываемого взаимодействия.
Говоря о положительных свойствах дидактической игры, следует отметить доступность этой педагогической технологии, возможность индивидуального и группового участия, коллективность, соревновательность, ясность, очевидность для детей достигнутого результата. Дидактическая игра может проводиться практически на любой стадии изучение материала: при введении новой темы, выработке умений и навыков, закреплении, обобщении и контроле. В процессе игры дети сами учатся мыслить, становятся более самостоятельные, проявляют инициативу.
К недостаткам игр можно отнести вопрос о прочности знаний, получаемых в ходе игры. Опыт показывает, что навык в игре может не сформироваться. Часто происходит, что ученик, оказавшийся в неигровой ситуации, не может решить задачу, хотя недавно на уроке в процессе игры её успешно решил. Ещё один недостаток проявляется при чрезмерном увлечении формальной стороной игры («игра ради игры», игра для развлечения) и приводит к тому, что игра теряет дидактическую ценность. Наконец, у детей, привыкших только к увлекательным формам учебной деятельности, не вырабатываются навыки самостоятельной учебно-познавательной деятельности, столь необходимые для самообразования и саморазвития личности.
Для преодоления перечисленных недостатков учёные и методисты рекомендуют чётко формулировать дидактические задачи и планировать их реализацию в процессе игры, использовать в обучении не единичные игры, а систему игр, постепенно усложняя игровые правила и действия, сочетать в обучении игровую деятельность с неигровой.
 

Робот списокРобот определил, что со статьёй "Организация дидактической игры" тематически связаны:
Для ссылки:
Курлаев К.О. Организация дидактической игры [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/organizacija_didakticheskoj_igry/14-1-0-92 (дата обращения: 22.12.2024).
Автор(ы): Курлаев К.О. | Опубликовано 06.06.2012 | Просмотров: 24540

При использовании оригинальных материалов сайта ссылка на si-sv.com обязательна.
Сервер, обеспечивающий работу сайта, находится в РФ.

© Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя 2011 - 2024
Сайт создан в системе uCoz