Византийская империя – великая средневековая держава, вобравшая в себя великолепное наследие античности: Греции и Рима. В эпоху раннего Средневековья Византия значительно превосходила другие европейские страны во многих отраслях человеческой деятельности. Она дала миру высокие образцы литературы и искусства, а расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук помогли обогнать ей многие развитые государства Востока и Запада. Причиной такого неоспоримого могущества византийской цивилизации является образование.
Образование играло важную роль, выражаясь словами одного из императорских указов, считалось, что "образованность – величайшая из добродетелей". Примечателен высокий социальный статус образования в средневековой Византии, неслучайно по уровню образованности своих жителей Византия на многие века опережала европейские средневековые государства. Наличие образования считалось главным условием для государственных служащих и духовенства, в настоящее время наличие образования, так же влияет на карьерный рост человека.
Задача данной статьи – раскрыть особенности образования в Византии, выявить, чем система образования Византийской империи была уникальна и эффективна, в чем заключалась ценность образования, полученного в Византии.
Хронологические рамки эпохи Cредневековья, по мнению многих историков, заключаются именно в датах возникновения и падения Византии. Византийская империя просуществовала с 395 года, в период распада Римской империи, и до 1453 года – до захвата Константинополя турками.
С VII и вплоть до XV века Византия испытывала давление со стороны славян, арабов, болгар, венгров, печенегов, турок, а 1204 году Константинополь даже захватили участники Четвертого Крестового похода. Однако она всё равно оставалась воплощением могущества, роскоши, высочайшей культуры и продолжала играть значительную роль в судьбе средневековой Европы.
"Греческий огонь" - мощное оружие византийского флота, наводившее ужас на врагов империи.
На карте жёлтым цветом показана территория Византийской империи в во время её наибольшего расширения (1025 г.). В это время в состав Византии входил юг Италии, бо́льшая часть черноморского побережья, весь полуостров Малая Азия (кликните, чтобы увеличить изображение).
Одной из характерных черт Византии было Сохранение централизованной империи и сильной императорской власти. Культ императорской власти оказывал влияние на развитии искусства и культуры в целом.
При императоре Юстиниане (годы правл. – 527-565) Византия достигла вершины своего могущества. Оказавшийся на троне выходец из крестьянской семьи проявил качества незаурядного политика и дипломата. Юстиниан сумел привлечь на службу талантливейших людей современности - полководцев, юристов, архитекторов, историков, которые составили славу его царствованию. Во время его правления были созданы замечательные памятники архитектуры и искусства, в том числе знаменитый собор Святой Софии. Самое значительное достижение Юстиниана – создание свода римского права – Кодекса Юстиниана, на многое столетие ставшего основным источником римского права в Европе.
Время правления образованного императора Константина VII Багрянородного (905-959) связывают с небывалым подъёмом в экономике, социальной организации общества и уровня образования. Он как никто из византийских императоров уделял внимание образованию и в целом культурному развитию общества. По его указаниям открывались новые учебные заведения и создавались энциклопедические труды по различным отраслям знаний: логике, философии, истории. При Константине VII большое значение придавалось изучению арифметики, геометрии, стереометрии, музыке и философии. В своём сочинении «Об управлении империей» он написал, что помимо благочестия государю необходимы обширные знания, поскольку понимал, что ему необходимо конкурировать с Западно-Римской Империей не только в военно-политическом плане и в экономической сфере, но и бороться за статус культурно-научного центра в мире.
Стоит отметить, место и роль церковной власти в государственных делах. В отличие от Западной Европы, где церковь диктовала пути развития государства и определяла образовательную политику, византийская церковь находилась в полной зависимости от государства, власть императора не была ограничена властью духовных лидеров, система образования носила более светский характер, но при этом церковь являлась неотъемлемым элементом жизни византийского общества. Возможно, именно это и обеспечило высокий уровень образования в Византии, так как на примере развития Европы и государств Востока можно видеть неэффективность исключительно богословского образования и чересчур большого вмешательства церкви в государственные дела.
Более свободная от религиозных догматов система образования дала миру учения таких видных представителей культуры как патриарха Фотия, Льва Математика, Михаила Пселла. Религиозные и светские знания взаимодополняли друг друга, наряду со светскими мыслителями известны были такие христианскими теологи Востока, того времени, высказавшие множество педагогических соображений, среди которых были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Григорий Богослов. Конечно, были и те, кто отрицательно относился к светским знаниям, к такому типу образования, так в XIV – XV вв. в Византии появилось аскетическо-монашеское направление христианской мысли, получившее название исихазма.
Использованные источники
1. Античность и Византия / отв. ред. Л.А. Фрейберг. – М.: Наука, 1975. - 415 с.
2. Огнев А. Система образования в Византии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/persons/1453969/index.html (дата обращения10.12.2012)
3. Удальцова З. В. Византийская культура / отв. ред. Е.В. Гутнова. – М.: Наука, 1988. – 289 c.
Система образования в Византии - презентация ppsx Робот пришёл к выводу, что со статьёй "Образование в Византии" тематически связаны: