К вопросу о сущности гражданско-правовой культуры
Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть Д. П. Мокшев Магистрант Шадринский государственный педагогический институт Гражданско-правовая культура человека является одним из основных индикаторов интеграции личности в систему общественных отношений. Высокий уровень гражданско-правовой культуры позволяет повысить социальную мобильность человека, дает ему возможность принимать участие в строительстве истинно демократического гражданского общества. Для того чтобы дать более объективную оценку важности повышения уровня личностной гражданско-правовой культуры, необходимо уяснить сущность данного понятия. Следует отметить, что на сегодняшний день мировым научным сообществом не выработано единого общепризнанного определения понятия «гражданско-правовая культура». Однако из самого понятия следует, что гражданско-правовая культура является симбиозом гражданской и правовой культуры. Само понятие «культура» является поистине всеобъемлющим. Культура охватывает практически все сферы общественной жизни и деятельности. Существует множество видов культуры: от культуры общения до культуры паса в футболе. Видеть в культуре исключительно духовную составляющую – значит заведомо принижать ее значение как для отдельного человека, так и для общества в целом. Гражданско-правовая культура – это также одна из разновидностей рассмотренного понятия. Дать полноценную характеристику гражданско-правовой культуре невозможно без исследования двух ее самостоятельных составляющих: гражданской и правовой культур. Правовую культуру можно определить как совокупность правовых идей, навыков и традиций, накопленных обществом за время его существования и развития. При этом в зависимости от численности носителей правовую культуру можно разделить на три основных вида: правовая культура общества, правовая культура группы и правовая культура личности. Правовая культура личности формируется с самых ранних лет жизни ребенка. Из детских сказок он узнает о правах людей, негативных и позитивных явлениях повседневной жизни. Через общение со сверстниками и родителями ребенок постигает азы поведенческих норм. С расширением круга общения, появлением новых интересов и склонностей меняется и уровень правовой культуры человека [2]. Некоторые ученые полагают, что правовую культуру можно рассматривать как способность человека самостоятельно найти свое место в жизни с учетом осознания индивидуально определенных целей, средств их достижения и личной ответственности за собственное решение и последствия его реализации [1]. Таким образом, правовая культура представляется многогранной составляющей общей социальной и личностной культуры. Второй составляющей гражданско-правовой культуры является гражданская культура. Гражданская культура является относительно новым объектом научного исследования. Впервые как отдельную часть культуры ее рассмотрели американские политологи Сидней Верба и Габриэль Алмонд в своей работе «Гражданская культура и стабильность демократии», опубликованной в 1980 году. Указанные авторы говорят о том, что гражданская культура предполагает одновременную активность и пассивность человека по отношению к политической системе, он должен влиять на власть, но почитать ее [2]. Гражданская культура может возникнуть только в развитом демократическом обществе. Сама личность должна также находиться на определенном уровне социализации, чтобы стать носителем данного вида культуры. В то же время, азы гражданской культуры можно воспитать в человеке. Его можно познакомить с основными политическими течениями, помочь ему проследить основные социальные тенденции и разобраться в их сущности и т. д. Таким образом, гражданская культура является важным индикатором участия человека в общественно-политической жизни государства. Как уже говорилось выше, гражданско-правовая культура формируется в результате соединения гражданской и правовой культуры. Из этого можно сделать вывод о том, что гражданско-правовая культура представляет собой соединение моральных и ценностных качеств личности, которые позволяют ей иметь твердую гражданскую позицию, принимать участие в политической жизни государства, основываясь на правовых принципах и уважении к законодательству. 1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Электронная библиотека «Гражданское общество в России». http://www.civisbook.ru/files/File/1992-4-Almond_Verba.pdf (дата обращения: 03.11. 2015). 2. Молокова М. В. Формирование правовой культуры школьников // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/formirovanie_pravovoj_kultury/4-1-0-87 (дата обращения 30.10.2015). 3. Соломенко Л. Д. Формирование правовой культуры учащихся. Внимание: опыт // Практика административной работы в школе. – 2003. - №3. С. 55-58. Робот обнаружил, что со статьёй "К вопросу о сущности гражданско-правовой культуры" тематически связаны: Мокшев Д.П. К вопросу о сущности гражданско-правовой культуры [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/k_voprosu/6-1-0-529 (дата обращения: 22.12.2024). | |
Опубликовано 06.11.2015 | Просмотров: 3839 | |