Перекличка. Викторина по литературе
Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть Вспомните, кто и как именно откликнулся на эти слова. 1. О, друг! Служенье муз Должно быть их достойно. (В. Жуковский. "К Батюшкову") 2. "...Взглянув на Неву, покрытую судами, я сделал себе следующий вопрос: что могло быть на этом месте до построения Петербурга? Может быть, сосновая роща, сырой, дремучий бор, или топкое болото, поросшее мхом и брусникою; ближе к берегу – лачуга рыбака... И воображение моё представило мне Петра... Здесь будет город, сказал он... Сказал – и Петербург возник из дикого болота". (К. Батюшков. "Прогулка в Академию художеств"). 3. В этом отрывке речь идёт о трагически погибшем поэте и драматурге Озерове: Зачем он свой сплетать венец Давал завистникам с друзьями? Пусть дружба нежными перстами Из лавров сей венец свила - В них зависть терния вплела И торжествует: растерзали Их иглы славное чело - Простым сердцам смертельно зло, Певец угаснул от печали... (В. Жуковский. "К кн. П.А. Вяземскому и В.Л. Пушкину") А теперь "задание наоборот": на какие строки откликнулись эти поэты? 4. Владимир Владимирович, разрешите представиться - Вознесенский. (А. Вознесенский. "Разговор с эпиграфом") 5. Торжественное затишье, Оправленное в резьбу, Похоже на четверостишье О спящей царевне в гробу. (Б. Пастернак. "Иней"). 6. Будешь ты чиновник с виду - И подлец душой, Провожать тебя я выйду - И махну рукой! (Н. Некрасов) 7. ...А в глубине души всё та ж "Княгиня Марья Алексевна". (А. Блок) 8. Холод. Грязные селенья. Лужи и туман. Крепостное разрушенье, Говор поселян. От дворовых нет поклона, Шапки набекрень, И работника Семёна Плутовство и лень... (Д. Минаев) 9. А бельё моё всполосну, всполосну! А потом господ полосну, полосну! (В. Хлебников) 10. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. (В. Маяковский) 11. Как называются такие "отклики" в теории литературы? Ответы 1. Служенье муз не терпит суеты, Прекрасное должно быть величаво... (А. Пушкин, "19 октября") 2. Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник": "На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко..." и т.д. 3. Стихотворение М. Лермонтова "Смерть Поэта" во многом повторяет стихи Жуковского как системой образов, так и лексикой ("венец терновый, увитый лаврами", "славное чело", риторические вопросы "Зачем?.."). 4. Вознесенский, обращаясь к Маяковскому, сознательно копирует форму "представления Маяковского Пушкину": Александр Сергеевич! Разрешите представиться: Маяковский. (В. Маяковский. "Юбилейное") 5. Пастернак, конечно, намекает на четверостишие из пушкинской "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях": Перед ним, во мгле печальной Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. 6. Некрасов в этом сатирическом стихотворении использовал форму "Казачьей колыбельной песни" М. Лермонтова: Богатырь ты будешь с виду И казак душой, Провожать тебя я выйду - Ты махнёшь рукой. 7. Намёк на слова Фамусова из комедии А. Грибоедова "Горе от ума": "...Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!" 8. Стихотворение Д. Минаева - политическая сатира на А. Фета, который сам был помещиком и неоднократно высказывался в печати в защиту крепостного права. Минаев написал это стихотворение в виде пародии на одно из самых знаменитых стихотворений Фета: «Шёпот, робкое дыханье…» 9. Уж я ножичком полосну, полосну! Уж я семечки полущу, полущу! (А. Блок) В ответе на этот вопрос могут быть приведены различные образцы народной поэзии, поскольку Блок в поэме "Двенадцать" сознательно реминисцировал русский фольклор. 10. Это отклик на последние, предсмертные строки С. Есенина: В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. 11. Реминисценция - сознательное или невольное воспроизведение автором фразовой или образной конструкции из другого произведения, переработанное, изменённое или только угадываемое. В более полном ответе может быть уточнено, что в цитатах из Пастернака и Блока содержится аллюзия - намёк на известные факты (в данном случае на литературные образы), что стихи Некрасова и Минаева - перифраз (т.е. пересказ, переложение с абсолютным изменением первоначального смысла) на знаменитые произведения, причём стихотворение Минаева - явная пародия на Фета, что в стихах Вознесенского очевидна стилизация "под Маяковского" и т.д. Робот считает, что со статьёй "Перекличка. Викторина по литературе" тематически связаны: Перекличка. Викторина по литературе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/15-1-0-133 (дата обращения: 21.11.2024). | |
Опубликовано 29.09.2012 | Просмотров: 9246 | |