Эта мысль актуальна и в наши дни, а в XVII веке, когда жил Я.А. Коменский, она отражала одну из важнейших проблем обучения. В то время всё обучение в массовой школе основывалось на «зубрёжке», поскольку в школах повсеместно использовались религиозные тексты на латинском языке или их переводы, сделанные священнослужителями и не адаптированные для детей.
Коменский был убеждён, что понимание ребёнком содержания прочитанного зависит от того, как написана книга. Учебные книги надо писать ясным языком, они должны создаваться специально для школы и содержать не только текст, но и иллюстрации. Нельзя требовать, чтобы ребёнок зазубривал огромные тексты, важно, чтобы он понимал смысл изученного и мог изложить его. Основные мысли, которые надо запомнить особенно хорошо или выучить наизусть, должны формулироваться кратко и понятно. В соответствии с этими требованиями Коменский написал немало учебников.
Но книга – не единственный фактор понимания прочитанного. В этом велика и роль учителя. Коменский рекомендовал учителям использовать на уроке наглядность, приводить понятные детям примеры, резюмировать содержание урока в кратких выводах, организовывать закрепление и повторение учебного материала, развивать познавательные способности учеников, добиваясь не механического, а осмысленного запоминания.
На картинке: оборотная сторона золотой монеты, посвящённой Я.А. Коменскому. Надписи сделаны на латинском языке. Полукругом: Йоганнес Амос Комениус – учитель народов. В середине – название последней книги Коменского о дидактике, изданной в 1657 г. в Амстердаме: «Didaktika Opera Omnia» (можно перевести как «Дидактика работает всегда»).
Ян Амос Коменский – видео wmv
Похожие материалы:
Для ссылки: Афоризмы [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/board/jan_komenskij/15-1-0-16 (дата обращения: 21.11.2024).
|