23:20 «Книга Джунглей» и педагогические инновации |
Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. Посмотреть Я совсем забросил свой блог: ни одной новой записи за целый месяц. Стыдно. К счастью есть одна благодатная тема, по которой у меня, если хорошенько порыться в компьютере, всегда найдётся что-то не успевшее попасть в интернет. Эта тема – педагогические инновации. Об инновациях в образовании за последние десятилетия написано очень много, и я не буду повторять то, что можно прочитать в любом учебнике педагогики. Д.Ю. Доронин предлагает интересную метафору: посмотреть на сказки Р. Киплинга о Маугли как на «книгу о развитии человека», в которой «отражены различные педагогические технологии и образовательные стратегии». Попробую развить эту мысль в контексте педагогических инноваций. Медведь Балу – это типичный представитель традиционной педагогики: он преподаёт звериным детёнышам Закон Джунглей и воспитывает Маугли как «настоящего волка». Пантера Багира – педагог-инноватор. Она гораздо лучше, чем Балу, понимает потребности Маугли и стремится учесть в воспитании его особенности, развить в нём «человеческие» качества. Между ней и ребёнком устанавливаются товарищеские, доверительные отношения. Ловкой, остроумной, решительной и обаятельной Багире хочется подражать гораздо больше, чем увальню Балу. Наконец, она убеждает Балу в том, человеческого детёныша нельзя воспитывать как волчонка. (Кстати, в английском оригинале Багира – молодой самец, для Маугли он старший товарищ по приключениям, и его отношение к Маугли изначально лишено «материнской» опеки, которая обычно чувствуется в русских переводах.) Багира расширяет знания и опыт Маугли далеко за пределы «волчьего мировоззрения» (благодаря Багире он легко лазит по деревьям, бегает на двух ногах, не боится огня и т.д.). Багира стимулирует познавательные интересы ребёнка: его перемещения по Джунглям не ограничиваются поисками пищи, это скорей познавательные экскурсии, насыщающие не только желудок, но и человеческое любопытство. Правда, есть в Джунглях и другие «инноваторы», точней, псевдоинноваторы: целое племя бандарлогов – серых обезьян, которые, по словам Киплинга, «всегда хватаются за что-нибудь новое», но никогда не доводят дело до конца. Когда Маугли попал в лапы этих «воспитателей», ему сначала было интересно. После суровой «волчьей школы» он вдруг почувствовал себя в центре всеобщего внимания. Обезьяны его пожалели, накормили, развлекали новыми играми и забавными речами. Только представьте: целая стая «педагогов-бандарлогов» носится с ребёнком как с высшей ценностью! Неужели в Джунглях восторжествовали идеи гуманной педагогики, и наступил апофеоз личностно-ориентированного образования? Однако вскоре выясняется, что за болтовнёй и ужимками бандарлогов нет никаких осмысленных педагогических действий. Они перессорились между собой, новое им быстро надоело, ребёнок оказался предоставлен сам себе, и вот уже обезьяны отнимают у него банан, который недавно сами ему дали! В отличие от бандарлогов, Балу и Багира в воспитании Маугли выступают как союзники, объединяя педагогические традиции и инновации. Балу может не одобрять «педагогические новшества» Багиры, а Багира – добродушно подсмеиваться над суровостью методов Балу, однако оба наставника легко договариваются и эффективно сотрудничают, понимая, что от этого зависит судьба их воспитанника. Эти рассуждения из Джунглей Индии легко перенести в современную российскую школу. Так, известный учёный-педагог и автор вузовского учебника педагогики И.П. Подласый высказывает две идеи, на мой взгляд, ключевые для понимания современных проблем инновационно-педагогической деятельности: 1) наиболее эффективные инновации в школе тесно связаны с педагогическими традициями (используя метафору из «Маугли», это «содружество Багиры и Балу»); 2) наихудший вариант педагогических инноваций – это «новшества ради новшеств», несущественные, бесполезные или даже вредные для образовательного процесса, «приносящие дивиденды» разве что самим «инноваторам» (условно назовём этот вариант «педагогика бандарлогов»). Итак, современному учителю нельзя замыкаться в рамках педагогических традиций, но нельзя и уподобляться серой обезьяне в стремлении к бессмысленным новшествам. И ещё одна мысль, навеянная «Книгой Джунглей»: Маугли очень легко попал в лапы бандарлогов, а вот чтобы отнять у них ребёнка, Багире и Балу пришлось призвать на помощь Каа, да и самим серьёзно рискнуть своими шкурами. 05.04.2012 ______________________
См. также:
Роботу удалось вычислить, что со статьёй "«Книга Джунглей» и педагогические инновации" тематически связаны: «Книга Джунглей» и педагогические инновации [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/blog/kniga_dzhunglej_i_ped_innovacii/2012-04-05-8 (дата обращения: 22.11.2024). |
|
Всего комментариев: 7 | |
Ответ: Татьяна Вячеславовна, я вовсе не утверждаю, что большинство инноваторов глупы и корыстны или что большинство инноваций бессмысленны. Ну нет же этого в статье! И я как раз не обобщаю. Там, если Вы внимательно читали, и Багира – инноватор, и Балу – хоть и приверженец традиций, всё же не ополчается против нового, а принимает его. Обидеть творческих учителей – и в мыслях не было, их образ в статье – Багира, а вовсе не какая-то там серая обезьяна. Но Вы же допускаете, что среди педагогов могут быть отдельные недобросовестные «псевдоинноваторы». Увы, они есть, а вопрос их количества – это уж кому как «везло» на них в жизни.
| |