Роль адаптивных танцев в работе с детьми

Робот Внизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть
Филатова И.М., Домрачева О.Н.

студентки 2 курса факультета Истории и права


Понятие «ребенок с ограниченными возможностями», как правило, предполагает не только ограничения, связанные с физическим состоянием ребенка, но и социальные ограничения, которые формирует социальная среда, неправильно оценивая такого ребенка и не предоставляя ему возможности самовыражения в той сфере деятельности, где он действительно может проявить и развить ь свои способности.

Одной из главных проблем ребенка с ограниченными возможностями является физическая ограниченность возможностей его общения с окружающим миром. Часто такие дети страдают от одиночества, ведь им просто не с кем общаться. Однако ребенок с отклонениями в здоровье – такой же член общества, и он так же, как и другие дети, хочет участвовать в разнообразии общественной и культурной жизни. Более того: он вполне может оказаться более способным, чем его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

Увеличение количества детей с отклонениями в здоровье и физическом развитии обусловило современный интерес к адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура (АФК) представляет собой комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию людей с ограниченными возможностями, их адаптацию к нормальной социальной среде, на преодоление психологических барьеров, на помощь в осознании ими своего места в обществе, своего вклада в социальную жизнь.
Среди направлений работы в структуре АФК можно выделить занятия видами деятельности, которые обычно не относятся к физической культуре и спорту, однако для людей с ограниченными возможностями являются эффективным средством физического развития, профилактики и коррекции отклонений в здоровье. К таким видам, безусловно, относятся адаптивные танцы.

Адаптивные танцы – вид танцев, предназначенный для лиц с различными отклонениями в здоровье [2]. Опираясь на современные исследования в данной области, сегодня можно утверждать, что танцы стимулируют правильную работу организма, а также правильное его развитие, улучшая физические возможности и физические качества, а также раскрепощая человека и улучшая психологическое его состояние, способствуя снятию барьеров общения. Хотелось бы обратить внимание на то, что танцы являются универсальным видом нагрузки, который подойдет даже детям с отклонениями, например, танцы дают правильную нагрузку на сердце, а так же развивают мышцы, сосуды и суставы [4]. Кроме того, занятие танцами способствует эффективной эмоциональной саморегуляции.

У современных детей часто встречается неправильно сформированная осанка, сколиоз, что также негативно влияет на их физическое состояние. Танцы формируют красивую осанку, укрепляют мышцы спины, корректируют искривление позвоночника [1]. Обратим внимание на то что, не какой другой вид спорта не корректирует спину, с условием того, что спорт сложнее и может не подойти для ребёнка с отклонением в здоровье.

Не все дети могут посещать воспитательные или образовательные учреждения, и даже если это временно, потребность общаться и играть есть у всех детей. Посещая занятия танцами, которые специально подбираются под каждого ребенка индивидуально, можно значительно улучшить физическое состояние. На таких занятиях детей сближает красивая музыка, новые интересные движения увлекают их, дети начинают узнавать что-то новое, узнавать других детей, раскрепощают замкнутых детей, делая их увереннее в себе. Танцы являются хорошим психологическим тренингом, ведь детям приходится общаться друг с другом, даже если они стесняются или не хотят, потому что теперь они занимаются общим делом.

Танцевально-двигательная терапия – это междисциплинарная область, существующая между психотерапией и искусством танцев [1].

В настоящее время в мире существует множество методик танцевальной терапии. Мы представим две распространенных методики: лечебная эвритмия Рудольфа Штейнера и пять танцев в вольном стиле Габриэллы Рот. Данные методики были разработаны с целью развития творческого потенциала у детей.

«Эвритмия» Рудольфа Штейнера. Штейнер многократно описывал в своих трудах сущность эвритмии, отмечая ее особенности и ценность для общества.

Эвритмия представляет собой движения тела, в большей части это различные движения рук [3]. Плавность движений, хорошо подобранная музыка создают цельный сценический художественный образ. Вся методика движений строится на внутренних особенностях строения людей. В движениях присутствует мало произвольного. Как в отдельном слове невозможно произнести, интонировать «о» там, где должно звучать «и», так же в эвритмии для «и» может существовать только один определенный двигательный жест.

Эвритмия делится на два вида: педагогическую и лечебную. В нашей работе речь пойдет о лечебной эвритмии.

Лечебная эвритмия применяется в тех случаях, когда нужен особый подход и особая комбинация движений и жестов, которые бы не навредили человеку, а наоборот способствовали бы его выздоровлению.

Можно видеть в процессе лечения как исполняемые жесты, точно подобранные друг к другу, влияют на больные органы, постепенно становится заметно, что человеку становится лучше. Хотелось бы так же отметить плюс данной терапии, она интенсивно влияет на дух человека, закаляя его.

Сложность заключается в том, что движения должны точно подбираться под диагноз человека, что бы ни навредить, а помочь ему. Поэтому данным видом деятельности должен заниматься человек с необходимой квалификацией. Педагог-эвритмист должен обладать глубокими знаниями об организме человека, он может работать только в сотрудничестве с врачом. Любой дилетант в этой области принесет скорей вред, чем пользу здоровью ребенка.

Танец "Пять Ритмов" Габриэллы Рот. Создательницей данной методики является Габриэлла Рот, всемирно известная учительница танцев [3]. В данный момент ее методика пользуется большой популярностью во многих сферах культуры. За последние 35 лет множество людей разного возраста было обучены ее технике в госпиталях, крупных корпорациях, театрах, включая всемирно известный институт Эсален.

Радует, что в нашей стране данную методику часто используют как танцевально-двигательную терапию, ведь для этого она действительно хороша. Этот танец дает возможность начать заниматься танцами абсолютно в любом возрасте, и подходит для людей с различными ограничениями в здоровье.

Габриэлла Рот создала особую методику для людей, живущих в большом городе, которые часто забывают про собственное тело. Жизнь в большом городе не является для человека естественной, его бешеный ритм приводит к множеству стрессов. Телу необходимо движение, главным образом для того, чтобы выплеснуть весь накопившийся негатив. Танец дает возможность, жить в тонусе со своим телом, это самый простой способ отдохнуть от дел и вернуть силы.

Нужно жить в собственном ритме, в ритме своего тела, только тогда все в жизни встанет на свои места.

Танец пяти ритмов, хорош тем, что не нужно разучивать сложные движения как в других танцах. Все достаточно свободно и не принужденно. Ритм - это главная основа данного танца.

Программа состоит из пяти последовательных ритмов.
Ритм первый – Поток (Данный ритм учит грации, женственности).
Ритм второй – Стаккато (Четкие и сильные движения).
Ритм третий – Хаос (Неконтролируемые движения).
Ритм четвертый – Лирикл (Контролируемые, хаотичные движения).
Ритм пятый – Стилнесс. (Движения из неподвижности).

Оценивая значение адаптивных танцев в работе с детьми, мы пришли к следующим выводам:

- при наличии многообразия танцевальных ритмов, стилей, движений подобрать для ребёнка с отклонениями в здоровье и физическом развитии индивидуальный комплекс танцевальных упражнений представляется вполне реализуемой задачей;

- нужно активно практиковать в школах адаптивные танцы, так как они помогают не только физически, но и психологически справится с переживаниями и стрессами, что, на наш взгляд, также необходимо современным детям;

- адаптивные танцы можно рассматривать как альтернативную форму физической нагрузи для детей, негативно относящихся к традиционным урокам физкультуры.


Список источников


1. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – №1-2. – URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2747 (дата обращения 15.10.2013).

2. Танцы как обязательный школьный предмет? // To4ka-Treff: Культурный обмен и молодежная журналистика по-немецки и по-русски http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/drj/top/tan/ru10897599.htm (дата обращения 26.10.2013).

3. Танец "Пять Ритмов" Габриэллы Рот // Международный Центр Со-Развитие. – URL: http://sorazvitie.ru/projects/zdorove-tela/tantsevalno-dvigatelnaya-terapiya/tanets-pyat-ritmov-gabrielly-rot (дата обращения 25.10.2013).

4. Эйдельман Л.Н. Формирование осанки у дошкольников средствами хореографии и классического танца // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – №105. С. 124-128.

5. Штейнер Р. Лечебная эвритмия. – URL: http://www.bio-pc.ru/lechebnaya-evritmiya (дата обращения 30.10.2013).


Робот списокРобот выяснил следующее: со статьёй "Роль адаптивных танцев в работе с детьми" тематически связаны:
Для ссылки:
Филатова И.М., Домрачева О.Н., Роль адаптивных танцев в работе с детьми [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/6-1-0-272 (дата обращения: 22.11.2024).
Автор(ы): Филатова И.М., Домрачева О.Н., | Опубликовано 25.11.2013 | Просмотров: 8339