Внизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть Э.Р. Хакимов
кандидат педагогических наук, доцент
Удмуртский государственный университет, Ижевск
Ссылки к разделам статьи Об авторе Проблема результативности образования является в педагогике одной из самых актуальных: каково влияние разных образовательных моделей на личностные новообразования учащихся; что и как измерять в качестве ожидаемых и побочных эффектов образования; как отделять влияние образовательного процесса от других социальных или внутри личностных. В 2008-2009 гг. мы проводили конструирование и исследование эффективности педагогической технологии развития конкурентоспособности сельских учащихся в Удмуртии (РГНФ, проект № 08-06-80601а/У). В рамках данного проекта мы провели тестирование личностных качеств конкурентоспособного человека у учащихся трех сельских школ (всего - тестирование 129 старшеклассников). Это такие качества, как… 1) осознанность собственных ценностных ориентаций и целей в жизни; 2) интернальный локус контроля – взятие на себя ответственности за происходящие события; 3) выраженная мотивация достижений – ведущим побудителем деятельности выступает стремление к достижению, а не избегание неудач; 4) самопринятие – позитивная адекватная самооценка, сформированное чувство собственного достоинства; 5) уважение культурной самобытности – толерантность. Под конкурентоспособностью личности мы понимали совокупность способностей и личностных качеств, которые характеризуют стремление и потенциальные возможности достижения высокого качества и эффективности своей деятельности в условиях рыночной конкуренции. Эта совокупность способностей и качеств личности определяет адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивая гармонию с окружающим миром и с самим собой. Неожиданно для нас, наиболее высокие показатели компонентов конкурентоспособности как у юношей, так и у девушек, были выявлены у учащихся сельской школы, педагоги и учащиеся которой в течение 2002-2007 гг. целенаправленно выстраивали у себя поликультурное образование. Это школа деревни Старый Кармыж Удмуртской Республики, получившая статус Республиканской экспериментальной площадки по теме «Развитие творческих способностей учащихся в сельской общеобразовательной школе на основе диалога народных культур». В определении поликультурного образования мы разделяем подход немецкого исследователя Томаса: «Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить его в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры» (Thomas А., 1988, с.83). Согласно теории Дж. Бенкса существует 4 этапа внедрения поликультурного образования: 1) этап «праздников и героев» – привнесение информации об элементах некоторых национальных культур в воспитательную работу; 2) этап «добавок» – проведение для детей отдельных элективных курсов или добавления тем и терминов в существующие учебные программы по гуманитарным дисциплинам; 3) этап «трансформации» – переформатирование большинства учебных программ с точки зрения много-культурности, когда факты и явления рассматриваются не только с европоцентрической точки зрения, но и других культурных традиций; 4) этап «социальных действий» – включение учащихся во взаимодействие друг с другом, с педагогами, с родителями, представителями общественности по решению массы социальных проблем, порождаемых культурным многообразием в своем образовательном учреждении, селе, республике, стране – модель «социальных действий» (Banks J., 2001). Не любое образование, в содержании которого есть различная информация о культурном разнообразии и его высокой ценности для общества и для личности, является поликультурным. На наш взгляд, поликультурным образование становится только тогда, когда перестает навязывать монокультурное мировоззрение, в котором идеалом является «европейский цивилизованный городской человек», а представители других культур - варвары или «еще не достигшие цивилизованности». В нашем понимании поликультурное образование – это образование, которое опирается на две и более культурные традиции в их динамическом сопряжении и обеспечивает формирование у учащихся образов культуры и самого себя как результата творческого межкультурного взаимообогащения. Опираясь на теорию парадигмального анализа и межпарадигмальной рефлексии педагогической реальности (Колесникова И.А., 2001), мы определили динамику развития поликультурного образования: а) в содержании образования: от отдельных знаний о многокультурности мира и элементов разных культур как равноценных к переформатированию большинства осваиваемых знаний через призму поликультурности; б) в методах образования: от частично-поисковых активных методов и приемов обучения до самообразования в процессе накопления опыта культурных практик утверждения ценностей поликультурализма в окружающей жизни; в) в формах образования: от участия в традиционных «праздниках» к реальному общению с авторитетными людьми – носителями ценности культурного многообразия. Данная динамика реализовывалась в сельской школе деревни Старый Кармыж в течение пяти лет. Эта общеобразовательная школа расположена в однонациональной удмуртской деревне Старый Кармыж Кизнерского района Удмуртской Республики, в Во-первых, в школе постепенно, в процессе профессионального роста педагогов, происходило переформатирование содержания учебных предметов. Запуском соответствующей работы и одновременно фактором формирования ценностно-ориентационного единства в педагогическом коллективе стали курсы повышения квалификации всех учителей на базе школы по теме «Формирование этнической толерантности школьников средствами народной педагогики – проектирование образовательного процесса». В процессе повышения квалификации педагоги школы стали осознавать, что необходимым условием развития способностей каждого сельского ученика должна стать организация межкультурного диалога удмуртской и русской, татарской, марийской культурами (деревни, расположенные в радиусе Изменения в содержание уроков происходили в процессе пересмотра каждым педагогом темы методической работы – каждый педагог разработал 4 урока диалога культур: сначала удмуртской и русской, позже, татарской и марийской. Вот примеры нескольких методических тем: «Изготовление предметов обихода у сельских жителей Удмуртии: удмуртов, русских и татар (на примере изготовления топорищ)», «Обучение традиционным вышивкам орнаментов удмуртов, марийцев, русских и татар», «Сопоставление художественных образов в литературах разных народов» и др. В течение 5 лет педагоги проводили эти уроки в открытом режиме, помогали друг другу советами, смотрели на работу учеников по разным предметам, а в 2008 году издали Методическое пособие объемом в 214 страниц (Формирование конкурентоспособности учащихся национальной школы. Методики организации поликультурного образования на уроках и классных часах. – Ижевск, 2008). Во-вторых, педагоги осваивали и внедряли сначала частично-поисковые активные методы и приемы обучения, позже методы организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной на утверждение ценностей поликультурализма в окружающей жизни. Изменения в методах и приемах обучения начались с определения каждым педагогом исследовательской темы для учащихся в области краеведения: литературного, музыкального, географического и др. В течение длительного времени учащиеся проводили свои исследования, а в мае 2007 года в школе состоялась республиканская научно-практическая конференция учащихся, на которой ученики каждого педагога сделали доклады о своих результатах, при этом уровень исследований был высоко оценен приглашенными экспертами и участниками из городских школ. Позже, в 2008 году учащиеся школы участвовали в учебах по социальному проектированию, разработали 8 социально-значимых проектов и, получив финансирование, реализовали 3 проекта: «Куда делись раки?» (экологический патруль по реке Ишек), «Создание спортивной комнаты для силовых упражнений» и «Как рационально распределять нагрузку домашних заданий» (оргпроект с рекомендациями для учителей). Организационно, развитие методов самообразования обеспечивалось введением «Книжки творческих достижений» каждому ученику. На торжественной линейке каждому была вручена соответствующая незаполненная «Книжка», в которую учащиеся могли заносить все результаты собственной самостоятельной работы. Отличительной особенностью, обеспечивающей накопление опыта социального признания, явилось требование обязательного подтверждения каждого достижения подписью двух взрослых односельчан. Через 3 месяца на деревенском национальном празднике были названы те ученики, у кого появилось 10 и более записей о выполненных работах. Позже, каждую четверть классные руководители стали проверять записи в «Книжках», а в конце учебного года, на ежегодном Фестивале творческих достижений, «Книжки» всех учеников школы стали вставляться для всеобщего обозрения. Отметим, что ученики стремятся выполнить много инициативных самостоятельных работ для накопления записей в свои «Книжки». В-третьих, в школе произошло развитие форм поликультурного образования: раньше это были традиционные формы уроков и внеклассных мероприятий, сейчас – формы интенсивного общения с авторитетными людьми – носителями ценности культурного многообразия. Изменения в формах образования происходили в процессе разработки и проведения каждым педагогом тематических классных часов (по 1 в каждой четверти). Например, по темам «Чувство прекрасного у сельских жителей Удмуртии», «Народные игры Удмуртии», «Народные календарные традиции сельских жителей Удмуртии», «Архитектура и культура сельских населенных пунктов Удмуртии», «Решение проблем экологии сельскими жителями Удмуртии», «Вклад народов Удмуртии в процветание России» и др. Если в первый год классные часы готовил и проводил педагог, то в последующие – актив школьников для младшеклассников с приглашением творческих интересных людей из деревни, из республиканских общественных организаций, из органов власти. Кроме того эффективной формой поликультурного образования стал ежегодный межшкольный Фестиваль творческих достижений. В первый год на первом таком фестивале участвовали представители трех народов из близлежащих деревень: удмурты, русские и татары. Учащиеся и педагоги со сцены представляли фольклорные и оригинальные музыкальные номера, учили участников фестиваля играть в традиционные подвижные игры своих народов. В последующие годы для преодоления фольклоризма стала обеспечиваться демонстрация достижений учащихся разных школ в области ремесел, технического творчества, ИЗО деятельности и др. – первый этаж школы становился галереей творческих произведений школьников, в программу стала входить форма творческих мастерских школьников для своих ровесников. Школа стала обеспечивать приглашение успешных представителей разных этнических культур России: удмуртов, русских, татар, украинцев и др. Например, одним из героев учащихся школы стали сын и дочь автора проекта «Играй гармонь» Геннадия Заволокина, которые высоко оценили группу школьников-гармонистов. Другим героем стал депутат Анатолий Марченко, стараниями которого в школе был сделан ремонт и в честь которого на здании школы прикреплена памятная табличка. Подводя итог, мы можем, на примере опыта работы конкретной сельской школы, выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих влияние поликультурного образования на развитие конкурентоспособности учащихся: а) социальное признание достижений каждого ученика школы; б) атмосфера креативности в расширяющемся силами учащихся и взрослых образовательном пространстве; в) межкультурное взаимодействие с гражданами России, являющимися представителями различных этнических культур. Влияние этих условий на конкурентоспособность учащихся происходит за счет обеспечения самопознания и самопринятия ими собственных личностных и этнокультурных поведенческих особенностей; включения учащихся в разработку и реализацию собственных инициативных социально-значимых проектов; обеспечения социального признания групповых и индивидуальных достижений учащихся со стороны авторитетных людей, а также организации «фиксирования и накопления» положительных оценок выполненной учениками самостоятельной деятельности.
По мнению робота, со статьёй "Конкурентоспособность учащихся как результат поликультурного образования" тематически связаны: Хакимов Э.Р. Конкурентоспособность учащихся как результат поликультурного образования [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/12-1-0-76 (дата обращения: 16.11.2024). | |
Опубликовано 01.05.2012 | Просмотров: 10857 | |