Воспитание личности в коллективе и через коллектив – пожалуй, в этом состоит самый значительный вклад Антона Семёновича Макаренко в педагогическую науку и практику воспитания.
Макаренко разработал оригинальную теорию коллектива. Вот несколько её положений.
Принцип «параллельного действия»: на личность одновременно (параллельно) оказывают действие педагог, активисты коллектива и весь коллектив в целом; в результате действие многократно усиливается и многократно возрастает его эффективность.
«Перспективные линии» – постановка перед коллективом целей, различных по времени реализации, по сложности достижения. Ближайшие цели должны достигаться быстро, чтобы коллектив постоянно шёл от одного успеха к другому. Но должна быть и далёкая, труднодостижимая цель, которая сплачивает коллектив на длительный срок, а её достижение становится для коллектива грандиозным и радостным событием.
«Закон движения»: коллектив живёт, пока он движется; в движении происходит развитие коллектива. Движение происходит благодаря совместной деятельности по достижению общей для всех цели. Прекращение движения приводит к разложению коллектива, к его деградации. Поэтому педагогу необходимо постоянно ставить перед коллективом новые значимые цели, обеспечивая тем самым постоянное движение.
На картинке: бюст Макаренко в Полтавском педагогическом университете
Выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко - презентация. Скачать ppsx
Похожие материалы:
Для ссылки: Афоризмы [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/board/makarenko/8-1-0-81 (дата обращения: 21.11.2024).
|