Имя И.Ф. Гербарта сегодня часто упоминается в педагогике и психологии в связи с разработкой прогрессивных для своего времени теорий обучения и познания. А ещё Гербарта нередко называют теоретиком авторитарного воспитания.
Действительно, в воспитании он первостепенное внимание уделял формированию послушания, усвоению опыта старших, а главными методами воспитания считал надзор и угрозу, рекомендуя «правильно» использовать телесные наказания. Смысл воспитания, по Гербарту, состоит в подавлении «природной необузданности» ребёнка, чтобы ребёнок учился жить в рамках закона и морали.
Однако и в организации воспитательного процесса выдающийся немецкий педагог, психолог и философ оставил нам идеи, не утратившие актуальности по сей день. Одна из них состоит в том, что в воспитании внешнее воздействие на личность должно быть неразрывно связано с самовоспитанием – той самой «собственной деятельностью» воспитанника, о которой идёт речь в приведённом афоризме.
На картинке: обложка современного издания «Психологии» И.Ф. Гербарта (изд-во «Территория будущего», Москва, 2007).
Похожие материалы:
Для ссылки: Афоризмы [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/board/gerbart/16-1-0-128 (дата обращения: 21.11.2024).
|