Проблема нравственного воспитания в трудах К.Н. Вентцеля
Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. Посмотреть
Сергей Владимирович Сидоров кандидат педагогических наук, доцент Екатерина Елисеева студентка 2 курса Факультета истории и права
Вопрос о нравственном воспитании детей является важным вопросом нашего времени, ведь правильное нравственное воспитание – это залог прогрессивного развития общества. Однако, как показывает история, нравственность, мораль, этика актуальны во все времена. В русской педагогический мысли конца XIX – начала XX в. проблема нравственного воспитания поднимается в трудах выдающихся отечественных педагогов и деятелей образования (Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский и др.). В этот ряду выделяются работы Константина Николаевича Вентцеля (1857-1947), посвящённые этическим и педагогическим аспектам развития творческой личности, вопросам создания новой школы, способствующей воспитанию свободного нравственного человека.
К «вопросам нравственной жизни» К.Н. Вентцель впервые обращается в 1880-х годах. В это время на него сильное впечатление произвёл труд французского мыслителя Ж.М. Гюйо «Очерки морали без обязательства и без санкций» (1885).
В своей первой работе о нравственном воспитании («Основные задачи нравственного воспитания», 1896 г.) Вентцель утверждает, что полноценное нравственное воспитание возможно лишь в условиях свободы личностного развития. Он считал, что нравственное воспитание создается условиями, которые способствуют накоплению опыта нравственного поведения, и обосновывал необходимость свободного воспитания, где главным считается развитие творческой, свободной и независимой от государственного строя личности.
Впоследствии идея свободного воспитания получила дальнейшее развитие в составленной им книге «Борьба за свободную школу» (1906). В это издание Вентцель включил фрагменты сочинений выдающихся зарубежных и русских педагогов и мыслителей, показав, как развивались представления о «свободной школе», начиная с XVI в. Главная идея книги заключается в создании свободных школ, которые не зависят от государственного строя и самостоятельно осуществляют образование детей. Отстаивая принцип свободного воспитания, К.Н. Вентцель пишет: «Если бы все дети встречали надлежащую свободу, были воспитаны и образованны, а не дрессируемы в целях принаровления к общественному режиму, тогда бы социальный вопрос и многие другие вопросы были бы решены»[1, с. 5].
По мнению К.Н. Вентцеля, нравственное развитие являются частью всеобщего развития жизни, и для того, чтобы правильно раскрыть законы нравственного развития, существует необходимость осмыслить развитие жизни вообще. В 1900 в журнале «Образование» вышла его статья «Формула развития жизни», в которой он показал, что индивидуальное творчество и свобода личности в воспитании человека и развитии общества должны быть неразрывно связаны с нравственностью и подчиняться общим законам развития жизни.
В 1910-х гг. выходит двухтомное сочинение К.Н. Вентцеля «Этика и педагогика творческой личности». Первый том называется «Этика творческой личности». В этом труде автор вновь говорит о том, что в человеке должна присутствовать индивидуальная свобода деятельности, личная инициатива. При этом свободная, разносторонне развивающаяся личность должна преследовать идеальные цели. Вентцель подчёркивает, что разнообразие деятельности, не связанной с материальной выгодой, должно будет способствовать выработке бескорыстных чувств и перемещение человеческой активности на других людей.
Всякая борьба человека с человеком должна быть уничтожена, как бы мягка она не была. Вентцель отвергает не только насилие над другими людьми, но и самоубийство, призывая любить жизнь: «без сомнения, жизнь для каждого, есть самое драгоценное из всех благ, так как она представляет условие всех остальных благ, но когда другие блага сводятся почти к нулю, то и сама жизнь теряет тоже свою ценность: она становится тогда достойной презрения» [2, с. 28].
Интересна мысль К.Н. Вентцеля о типологии нравственности. По его мнению, существует нравственность органическая, свободная и сознательная [2, с. 77-80]. Органическая нравственность – это точка опоры, на которой будет действовать нравственная свобода, сознательность Cознательная нравственность – это результат нравственного инстинкта, дело мысли и воли. Свободная нравственность, по Вентцелю, ничем не ограничена, но связана с нравственностью сознательной. Эта связь обеспечивает осознание своих действий и соотнесение их c этическими нормами, «обязывает» личность к нравственным поступкам.
Н.К. Вентцель выделил «эквиваленты нравственной обязанности». 1. В сознании внутренней силы или способности действовать («Чувствовать внутренне то, что способен сделать, это значит в силу этого самого, получать первое сознание о том, что обязан сделать»). 2. Сила, которую в себе сознает индивидуум, т.е. индивидуальная сила. Только благодаря передаче от одного поколения к другому, может накопиться та громадная внутренняя сила, которая служит источником нравственных человеческих поступков. 3. Cила, которой обладает идея, стремящаяся к своей собственной реализации. 4.Эмоциональная связь, порожденная полной или частичной гармонией чувств и мыслей.
Как считал Н.К. Вентцель, высшим принципом нравственности является понятие цели человеческой жизни, вопросы, которые человек сам себе задает и ответы на них. По его словам, «центральным и основным вопросом в области нравственности является вопрос о высшей цели человеческих действий. Как должны жить? чем мы должны наполнить нашу жизнь? что мы должны в течении ее совершить? к чему мы должны стремиться? – вот вопросы, который ставит перед собой каждый человек» [2, с. 244]. Главный принцип вытекает из цели человеческой жизни и воли, которая движет человеком и помогает ему добиться этой цели.
Продолжение книги «Этика и педагогика творческой личности» – второй том – называется «Педагогика творческой личности» В этой книге К.Н. Вентцель определяет нравственность как «стремление, направленное на увеличение жизни в мир». Всеобщая цель нравственной деятельности формулируется им как достижение гармонической общественной жизни – так, как это необходимо для благоприятных условий развития нравственности (ведь в других условиях она не может образоваться и развиваться).
К таким условиям относятся, прежде всего, гармония в самом человеке, между целями человека, а уже потом – во взаимодействии с другими людьми. Вентцель обращается к педагогам: «Если вы хотите воспитать в ребенке нравственное стремление и выработать в нем нравственный характер, то, не толкуя ему много об отвлеченных принципах нравственности, старайтесь только воспитать в нем стремление отдавать в себе ясный отчет в тех целях, которые он себе ставит» [3, с. 393].
Цели нравственного воспитания К.Н. Вентцель подразделяет на две группы: 1) цели, в которых «центром тяжести» является наша собственная личность; 2) цели, в которых центральное место занимает «то, что лежит вне личности человека» [3, с. 407]. Иначе говоря, первая группа – это те цели, которые перед собой ставит человек, ориентируясь только на себя. Вторая группа целей направлена на окружение человека (семья, друзья, коллектив, общество).
Остановимся подробней на целях первой группы, в которых, на наш взгляд, более всего проявляются особенности представлений К.Н. Вентцеля о нравственном воспитании.
1. Цели, в которых имеется в виду человеческое самосохранение (т.е., определение жизненных условий, которые необходимы для сохранения организма). В эти цели входят… - забота о развитии материальных средств производства; - забота о том, чтобы сплотить человечество в один гармонический союз; - забота о равномерном распределении материальных благ между народами.
2. Цели, в которых имеется в виду доставление себе счастья (стремление к удовольствию и избавление от страданий): - забота о том, чтобы каждый член семьи мог удовлетворить свои потребности; - стремление устроить семейную жизнь таким образом, чтобы она влекла за собой как менее ограничений для каждого члена семьи; - забота о том, чтобы семья являлась сплоченным и солидарным целым.
3. Цели, предметом которых является совершенствование или развитие самого лица, ставящего цель. Эти цели направлены на достижение «высшей возможной степени совершенства и развития, посвятить себя на великое дело установление гармонии среди человечества» [3, с. 414].
Чтобы реализовать весь комплекс целей нравственного воспитания, необходимо, чтобы человек обладал нравственной любовью. Это качество направлено на то, чтобы научить человека рассматривать себя не как нечто изолированное от окружающего мира и противостоящее ему, но как составляющее с этим миром одно целое, ведь развитие нравственных стремлений в человеке связано с развитием в нем самосознания.
Представление о масштабе научно-педагогических разработок К.Н. Вентцеля будет неполным, если не упомянуть о теории свободного гармонического развития жизни и сознания, с позиций которой он стремится оценивать все ключевые компоненты воспитательного процесса.
На наш взгляд, педагогическое наследие К.Н. Вентцеля представляет большую ценность для развития современных концепций воспитания. Его мысль о единстве свободы, творческой индивидуальности и высокой нравственности особенно актуальна в наше время, когда искажённые представления о свободе личности, не уравновешиваясь нравственной ответственностью человека за себя, окружающих людей и природу, часто оборачиваются чувством вседозволенности. Не менее важны и его наработки в обосновании благоприятной среды, в которой свобода выступает необходимым, но далеко не единственным условием эффективного нравственного воспитания.
Использованные источники 1. Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу. – М.: Типография торгового дома А.П. Печковский, А.П. Куланже, 1906. – 291 с. 2. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.1. Этика творческой личности. – М.: Изд-во К.И. Тихомирова, 1911. – 388 с. 3. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.2. Педагогика творческой личности. – М.: Изд-во К.И. Тихомирова,1912. – 667 с.
Робот считает, что со статьёй "Проблема нравственного воспитания в трудах К.Н. Вентцеля" тематически связаны: