Исторический театр в школе как средство социализации ребенка

Робот Робот подготовил для Вас подборку материалов, близких к этой теме. Посмотреть
Абсалямова Марина Шайнуровна

студентка 4 курса факультета Истории и права ФГОБУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск


Человек – существо биосоциальное, поэтому не может жить вне социума. Чтобы стать полноценным его членом человеку необходимо овладеть некоторыми навыками, законами и правилами, принятыми в данном обществе, т.е. человек должен социализироваться.

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [3]. И, если мы хотим в будущем иметь здоровое полноценное общество, необходимо обратить внимание на то, как данный процесс происходит в среде нового поколения – в детской среде. К сожалению, сейчас мы можем наблюдать рост числа социально незащищенных детей, детей с девиантным поведением, несовершеннолетних преступников. Поэтому проблема социализации детей и подростков представляется нам весьма актуальной на сегодняшний день.

Одним из важнейших институтов социализации является школа. Выступая для ребенка своеобразной моделью общества, она помогает осваивать различные социальные роли, вступать в межличностные отношения, соблюдать правила, в том числе и правила общественного порядка и т.д. Но так как школа помимо социального опыта дает своим воспитанникам образование, очень важно найти средства, которые способствуют и социализации ребенка, и активизации его познавательной деятельности. Одним из таких средств может стать школьный исторический театр [1, с. 30-31].

Театр как род искусства, неразрывно связан с историей и культурой общества, отражая мировоззрение, идеи, жизнь людей. А участие в историческом спектакле дает возможность не только показать свое актерское мастерство, режиссерский талант и т.п., но и погрузиться в другую эпоху, познакомиться с другой культурой. Поэтому появление исторического театра в школе вполне закономерно. Следует особо отметить роль детского театра в сельской школе, где он позволяет расширить социальный опыт учащихся, учесть такие особенности сельской образовательной среды, как территориально-информационная изолированность, ограниченность круга общения и др. [6].

Базовыми формами существования театра в школе являются театральные методы и формы изучения школьной программы в урочной и внеурочной деятельности, организация театральных постановок, разовых и систематически проводимых театрализованных праздников, организация постоянно действующего школьного театра или детской театральной студии [5]. Иными словами, школьный исторический театр это не только спектакль на историческую тему, но и различные театрализованные игры, инсценировки, суды, тематические концерты и вечера и т.д.

Работа в школьном историческом театре строится на принципах добровольности, активности учащихся, взаимодействия учителя и ученика, учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Так, например, с учениками средней школы можно заниматься различными видами драматизации, в том числе и целостными постановками, но желательно адаптировать тексты для лучшего восприятия или использовать тексты собственного сочинения. А со старшеклассниками можно работать над любыми серьезными постановками в режиме полупрофессиональной студии [4].

Работа организуется так, что учащиеся совместно с учителем выбирают тему, изучают различные исторические и литературные источники, собирают наглядный материал (фотографии, репродукции, кинофильмы и т.п.), продумывают декорации, распределяют между собой роли и приступают к репетициям. Ведущую роль в театре все же играет учитель истории, как руководитель и главный постановщик. Именно от него зависит замысел работы, заинтересованность и настрой участников, дисциплина и согласованность действий. Учитель помогает, поддерживает, направляет и, если нужно, корректирует деятельность учеников.

Театрализация – незаменимый вид социализации, поскольку оказывает влияние не только на участника постановки, но и на зрителя. Объясняется это тем, что человек в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонен отождествлять себя героями книг, кинофильмов, пьес, воспринимая при этом образцы поведения, стиль жизни, им свойственные [3]. А юные актеры, перевоплощаясь в своих героев, не только действуют за них, но и переживают их судьбы, находят причины тех или иных поступков, чувств и могут проанализировать свое поведение через поведение персонажей. Ими же, чаще всего, становятся реальные исторические лица в реальных исторических ситуациях, т.е. конкретный материал, что позволяет сформировать у школьников верные представления об истории, о жизни и культуре разных народов в разное время [2, с. 7]. Также работа в театре создает предпосылки для создания разнообразных ситуаций успеха, играющих важную роль в становлении личности ребенка, его уверенности в себе и осознании значимости для коллектива и общества.

Следует отметить, что полноправными участниками постановки являются не только актеры, но и сценаристы, костюмеры, декораторы, реквизиторы и т.п., в качестве которых выступают сами школьники, следовательно, театр приобщает детей к бережному отношению к своему труду и труду других людей, а также учит действовать самостоятельно. Готовя сценарий, дети приобщаются к исторической литературе, работают с различными источниками, поэтому даже не заинтересованные историей как наукой, но увлеченные театром ученики получают достаточный объем знаний по предмету.

Работа в театре – это, прежде всего, работа в коллективе, поэтому ребенок приобретает коммуникативные навыки, анализирует свое поведение и поведение окружающих, учится находить выходы из конфликтных ситуаций, а также взаимодействует с людьми разного возраста. Т.е. он приобретает большой социальный опыт, а это не что иное, как результат социализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что школьный исторический театр позволяет не только расширить и углубить знания по предмету, но и помогает развить трудовые, духовные, нравственные и эстетические качества детей, способствовать их успешной социализации.


Литература


1. Абсалямова, М.Ш. Проектирование воспитывающей среды на историческом материале [Текст] / М.Ш. Абсалямова, С.В. Сидоров // Проблемы современного образования : мат-лы IV междунар- науч.-практ. конф. 10-11 сентября 2013 года. . – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. С. 29-33.

2. Инсценировки на исторические темы : пособие для учителей по внеклассной работе [Текст] / Р.А. Абрамович, Р.И. Рубинштейн, Н.Е. Семпер и др. – М.: Просвещение, 1974.

3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 200 с.

4. Никитина, А. Оценки и награды. О критериях оценки детского театрального творчества [Электронный ресурс] // Классное руководство и воспитание школьников – 2008. – №18. – Режим доступа: http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200801809 (дата обращения 10.11.2013).

5. Никитина, А. Театр в школе – зачем и как? [Текст] / Классное руководство и воспитание школьников – 2008. – №18. – Режим доступа: http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200801811 (дата обращения 10.11.2013).

6. Сидоров, С.В. Анализ опыта, проблем и ресурсов в выборе траектории развития сельской школы / С.В. Сидоров // В мире научных открытий. – 2010. –№3-2. – С. 74-78.


Робот списокРобот считает, что со статьёй "Исторический театр в школе как средство социализации ребенка" тематически связаны:
Для ссылки:
Абсалямова М.Ш. Исторический театр в школе как средство социализации ребенка [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/6-1-0-270 (дата обращения: 28.03.2024).
Автор(ы): Абсалямова М.Ш. | Опубликовано 23.11.2013 | Просмотров: 6961