Говоря, о роли образования в Византии, стоит сказать и о самой системе образования. Система образования византийской империи имела многоуровневый характер и на протяжении тысячелетия была наиболее передовой, имела многоуровневый характер. Об этом может говорить то, что независимо от своего социального положения каждый подданный Византийской империи имел возможность получить образование. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.
Большое распространение получили домашние формы образования. В простонародных семьях основу составляло, прежде всего, трудовое воспитание. В знатных семьях воспитанию детей уделялось особое внимание, мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, который должен был развлекать ребёнка и учить грамоте. В знатных семьях обучаться грамоте имели возможность и девочки.
К сожалению, о воспитании девочек и девушек в империи мало что известно, возможно потому, что девочка, прежде всего, воспринималась как будущая жена, мать, хранительница домашнего очага. Поступать в высшие учебные заведения девочки не могли, но девушки из просвещённых, знатных и состоятельных семей нередко получали очень хорошее домашнее образование.
Первым этапом обучения были школы грамоты, где дети получали элементарное образование. Курс обучения составлял два-три года, дети начинали учиться с пятилетнего, семилетнего возраста. Обучение грамоте велось по буквослагательному методу, на практике широко применялось заучивание текстов наизусть. Учебными пособиями для учащихся служили античные тексты (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. Счету обучались сначала на пальцах, затем использовали счетный материал (камушки), потом – счетная доска – абак. Характерной чертой византийского образования было отсутствие в нём физической подготовки ребёнка, уроки музыки заменялась церковным пением, обучение велось от простого к сложному. Элементарные школы для многих детей были первой и последней ступенью образования.
Следующей ступень образования были грамматические школы. Они могли быть как церковными, так и светскими, частными и государственными. Чаще всего такой уровень обучения получали дети светской и духовной элиты. В данной школе большое внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике и поэтике, что составляло первую четверицу программы «семи свободных искусств», во вторую же входили арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Цель обучения – овладение «эллинской наукой», формирование у обучающихся общей культуры и красноречия, развития мышления. Для достижения этой цели одним из главных средств обучения считался состязательный метод образования (школьники соревновались друг с другом в толковании текстов и риторике). Учителя придерживались традиционной методики обучения: читали учащимся традиционные учебные тексты, давали толкование, задавали ученикам вопросы, отвечали на вопросы учеников и организовывали дискуссии. Чтение было одним из важнейших источников знаний, поэтому выпускники школы должны были знать содержание Библии, сочинений «отцов церкви» – Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, так же выдающиеся произведения античной эпохи «Илиады» Гомера, произведений Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита.
За неуспехи в учебе и нарушения дисциплины применялись телесные наказания.
Венцом образования являлись высшие учебные заведения, их создание является характерной чертой византийской цивилизации. Многие из них появились еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске). Каждое такое учебное заведение обладало определённой специализацией, например в Афинах и Антиохии велось усиленное изучение риторики, в Бейруте – права, Александрии - философии, филологии и медицины.
На картинке: византийская рукопись IV века с цветными миниатюрами (кликните, чтобы увеличить).
При императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум (от латинского audire – слушать), которая находилась подчинении императора. Преподавателями были государственными служащими, они получали жалованье от императора и. В преподавательский состав входили греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы, общее число преподавателей было около тридцати. В IX в. руководителем этой школы стал Лев Математик – один из выдающихся педагогов своего времени. К его заслугам в управлении школой можно отнести то, что он собрал здесь цвет преподавательского состава.
Первоначально обучение велось на латинском и греческом языках, но вследствие того, что в период с VII по VIII вв. велась активная борьба с еретичеством, обучение стало вестись исключительно на греческом языке (латинский стал языком римской католической церкви, которая с течением времени всё больше расходилась с православной константинопольской). В XV в. в программу обучения были введены иностранные языки, и вновь стало обязательным изучение латинского языка.
Идеал выпускника византийской высшей школы – энциклопедически образованный государственный или церковный деятель. Об уровне образованности выпускников этой школы можно судить по деятельности первых просветителей Руси, братьев-миссионеров Кирилла и Мефодия.
Стоит сказать о том, что высшее богословское образование можно было получить только в монастыре. Важная роль монастырей в деле образования в Византии сохранялась вплоть до XV в.
Важнейшей составляющей политики государства является образовательная политика. Византийскую империю по праву можно назвать одним из первых государств, которое сумело не только это понять, но и применить на практике, о чем может говорить её социально-экономическое и научно-техническое развитие, а также рост культуры. Византия играла роль связующего звена не только между культурами Европы и Ближнего Востока, но и соединила античную образованность со средневековой культурой.
«Византия после Византии» – этой краткой формулировкой многие историки подчеркивают, что воздействие византийских политических традиций и культуры продолжалось и после падения империи. Спасаясь от турок, византийские ученые, художники, ремесленники переселялись в другие страны, увозя с родины древние рукописи и иконы. Одни греки поселились в Италии, открыв итальянцам малознакомую древнегреческую традицию и внеся немалый вклад в расцвет итальянской культуры эпохи Возрождения. Другие же греки перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру. Достойным наследником византийской империи стало государство Российское, которое заимствовало и сохранила византийскую культуру.
Использованные источники
1. Античность и Византия / отв. ред. Л.А. Фрейберг. – М.: Наука, 1975. - 415 с.
2. Огнев А. Система образования в Византии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/persons/1453969/index.html (дата обращения10.12.2012)
3. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.- 2-е изд., испр. и дополн.-М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.
Система образования в Византии - презентация ppsx Роботу удалось вычислить, что со статьёй "Византийские школы" тематически связаны: