Красные разгромили белых в "плакатной" войне

Робот Это не совсем то, что Вы искали? Внизу Вас уже ждёт список похожих материалов. Посмотреть
Содержание  

Красные и белые

Гражданская война, последовавшая за революцией 1917 года и продолжавшаяся в России с 1918-го по 1922-й год, представляла собой борьбу различных политических сил. Однако в этой борьбе центральное место занимало противостояние красных и белых: Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), созданной для защиты и продвижения Советской власти на территории бывшей Российской империи, и Белой гвардии, выступившей противником нового политического строя. Прочие силы, даже те, кто заявлял, что воюет против всех, так или иначе, вольно или невольно, поддерживали красных либо белых, причём нередко переходя с одной стороны на другую.

Д. Моор. "Ты записался добровольцем?"Победили, как известно, красные. Историки называют несколько причин их победы. Одной из причин, безусловно, было превосходство красных на информационном фронте. Красная пропаганда оказалась эффективней, она смогла привлечь на свою сторону гораздо больше людей, мотивировать и организовать их на борьбу с врагами Советской власти. Многие плакаты советских художников этого периода стали классикой, в то время как плакаты, агитирующие против Советской власти, теперь известны разве что специалистам.
 

Указующий палец

Знаменитый плакат Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» (1920) и сегодня активно используют в рекламе и агитации, он легко узнаваем под новыми надписями, и с другими лицами или даже с кошачьей мордой (на следующей подборке он в нижнем правом углу).

Образ красноармейца, созданный Моором

Дж. Флагг. "Ты нужен мне в армии Соединённых Штатов"По популярности и силе агитационного воздействия суровый мооровский красноармеец стоит в одном ряду с американским дядей Сэмом, изображённым на плакате Джеймса Флагга «Ты нужен мне в армии Соединенных Штатов» (1917) (справа).

А ниже - его «белогвардейский» аналог, выпущенный примерно в то же время. Персонаж с плаката не тычет пальцем в зрителя, а скромно указывает на надпись «Почему ты не на фронте».

Почему ты не на фронтеБольше похоже на икону: изображённые на иконах святые нередко тоже указуют перстами  на какие-либо объекты. Но иконы призывают к смирению, а не к борьбе, что для военного плаката далеко не лучший вариант.

Другой образец белой наглядной агитации - "Отчего вы не в армии?" (1919) - ещё хуже предыдущего.

Собственно, это даже не оригинальный плакат, а плоховато перерисованный итальянский постер (справа), призывающий подписаться на военный заем. Обратите внимание: не воевать лично с реальной перспективой погибнуть на фронте, а оказать армии финансовую помощь, к тому же – с возможностью когда-нибудь вернуть деньги с процентами. В итальянском плакате текст и рисунок вполне отражают основную идею: помогите армии деньгами.

Отчего вы не в армии? Итальянский постер

В русском белом плакате неудачно всё: невнятное изображение и усталая поза воина, блёклые неконтрастные цвета, плохо читаемый текст. Даже обращение на «вы», заимствованное у итальянского оригинала, здесь совершенно неуместно. Оно ассоциируется с мирной светской беседой, а не с героикой войны («– Отчего вы не в армии, милейший? – Да как-то, знаете, голова сегодня болит», – иронизирует по этому поводу веб-дизайнер Артемий Лебедев).
 

Плакатный "красный великан"

Д. Моор. "Будь на страже!" Тема, которая присутствует на многих плакатах времён Гражданской войны – это изображение красных огромными, а их врагов гораздо меньше по размеру.

Когда так поступают советские пропагандисты, понятно: одинокий, зато огромный красноармеец символизирует силу молодой страны Советов, окружённой многочисленными врагами. Красный плакатный великан вызывает уважение и сочувствие: он в одиночку борется сразу с несколькими врагами, и хочется верить, что он скоро всех их разгонит! Таков, например, «красный великан» на плакате Д. Моора "Будь на страже!" (1920).

Но зачем «красных великанов» рисуют белые пропагандисты?! 

Белый плакат

Сразу несколько человечков набрасывается на огромного грубого мужика, ползущего под красным флагом. У «красного» человека на плакате видны только голова и кисть руки. Впечатление такое, что карлики безуспешно пытаются убить могучего великана, а он только ухмыляется и продолжает двигаться дальше.

Что подумает зритель, видя гигантского красного монстра? Что красные живучи, а их силы огромны? А зачем это подчёркивать в наглядной агитации? Чтобы оправдать свои неудачи?

Пространный текст в нижнем правом углу вообще написан от лица англичанина: «Мои русские друзья! Я, англичанин, во имя нашего общего дела, прошу вас: ещё немного продержитесь такими же молодцами, какими вы были всегда. Я доставлял и ещё безгранично доставлю всё, что вам будет нужно, и, самое главное, доставлю вам новое оружие, которое истребит этих отвратительных, кровожадных красных чудовищ». Сам англичанин виден на заднем плане вместе со своим оружием.

Посыл художника, создавшего этот плакат, в общем, ясен: нас, противников Советской власти, много, и нам помогает заграница! Только вот, если несколько вооружённых людей набрасываются на одного безоружного, да ещё и пытаются напугать его своим «старшим братом» (англичанином), то применительно к ним это показатель не силы, а слабости. И эту мысль данный плакат транслирует особенно чётко. А много ли найдётся желающих воевать на стороне, показывающей свою слабость и несамостоятельность даже в пропагандистском рисунке? Вопрос риторический... 
 

Почему не сработал призыв спасти родину

Ещё одна тупиковая идея «белых» плакатов – это идея спасения родины.

Сын мой...

За единую РоссиюВо-первых, понятие родины в гражданской войне не столь однозначно, как при нападении внешнего врага, вероломно нарушившего государственную границу. Это могло сработать локально, применительно к «малой» родине. (Благодаря классическому роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» в качестве примера cразу вспоминается восстание против большевиков на Дону. Изгнав красных с донской земли, казаки сочли свою миссию по спасению родины исполненной и не пожелали наступать дальше.) Но призывать к спасению всей России вполне обоснованно могли как белые, так и красные, да и вообще любые участники этого конфликта.

Во-вторых, массы тогда больше привлекала идея создать новую Россию, а не спасать старую. И ни мать, напутствующая солдата, ни богатырь, борющийся с красным драконом "за единую Россию", ни другие образы, созданные белогвардейской пропагандой, не возымели такого действия на людей, как плакаты советских художников-пропагандистов.
Робот списокРоботом установлено, что со статьёй "Красные разгромили белых в "плакатной" войне" тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В. Красные разгромили белых в "плакатной" войне [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/krasnye_pobedili/35-1-0-591 (дата обращения: 19.04.2024).
Автор(ы): Сидоров С.В. | Опубликовано 11.09.2016 | Просмотров: 9178