Стихи и проза. Мини-викторина

Робот Внизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть
Мини-викторина включает в себя 7 заданий на знание теории русского стихосложения. Однако для выполнения некоторых заданий одних знаний будет недостаточно, надо ещё и рассуждать, поставив себя на место авторов.

1. Стихами или прозой написан этот отрывок из произведения М. Горького "Человек"?
    "Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует - вперёд! - и выше! трагически прекрасный Человек!"

Перед вами три стихотворных отрывка, написанных без применения графической формы (т.е. как проза, без разбивки на стихи и строфы). Охарактеризуйте у них форму стиха и постарайтесь объяснить, почему каждый из авторов записал стихи в таком виде.

2. "Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный". (М. Горький. "Песня о Буревестнике")

3. "Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры лишь мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.." (М. Лермонтов. "Синие горы Кавказа...")

4. "Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Был Федот ни красавец ни урод, ни румян ни бледен, ни богат ни беден, ни в парше ни в парче, а так, вообче." (Л. Филатов. "Про Федота-стрельца, удалого молодца")

5. Как изменяется ритм в приведённых ниже строках из поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин"?
      Переправа, переправа!
      Берег левый, берег правый,
      Снег шершавый, кромка льда...
      Кому память, кому слава,
      Кому тёмная вода,-
      Ни приметы, ни следа.

6. Зачем понадобилось А. Пушкину замечание в скобках в этом отрывке?
      И вот уже трещат морозы
      И серебрятся средь полей...
      (Читатель ждёт уж рифмы розы;
      На, вот возьми её скорей!)
      Опрятней модного паркета
      Блистает речка, льдом одета.
                                 ("Евгений Онегин", 4-я глава)

7. О каких важных этапах русского стихосложения напоминают приведённые ниже стихотворные фрагменты?

      1) Малая часть телесе язык человека,
             но не виде злейшия ничто же от века.
         Ибо ище малое слово изпущает,
             хулно или клеветно, многи убивает .
                                             (Симеон Полоцкий. «Язык»)

      2) Приятный брег! Любезная страна!
          Где свой Нева поток стремит к пучине.
          О! Прежде дебрь, се коль населена!
          Мы град в тебе престольный видим ныне!
                                             (В.К. Тредиаковский. «Похвала ижерской земле
                                          и царствующему граду Санктпетербургу»)



Ответы

1. Начало отрывка написано прозой, которая затем плавно переходит в стихотворную речь: разностопный ямб. Горький добился такого перехода, начав первый стих не с начала фразы или слова, а с последнего слога слова медленно:
              ...-но шествует - вперёд! - и выше!
              трагически прекрасный Человек!

2. Отрывок написан правильным четырехстопным хореем с женскими клаузулами без рифм:
      Над седой равниной моря
      ветер тучи собирает.
      Между тучами и морем
      гордо реет Буревестник,
      чёрной молнии подобный.
Таким образом, отказ от строчного изображения стихов не связан с какими-либо особенностями стиха. Горький сочинял "Песню о Буревестнике" в период активного поиска новых средств выразительности. Запись стихотворной "Песни..." без разбивки на стихи была одним из таких средств.

3. Это безрифменный метрический свободный стих - стих, стопы которого метрически правильны (в приведённом отрывке все они дактилические), но в котором смысловое и интонационное членение не совпадает с метрическим. Вот пример членения на строки по смыслу и интонации (справа показано, как изменяется размер в разных строках):
      Синие горы Кавказа, приветствую вас!    (дактиль)
      вы взлелеяли детство моё;    (анапест)
      вы носили меня на своих одичалых хребтах,    (анапест)
      облаками меня одевали,    (анапест)
      вы к небу меня приучили,    (амфибрахий)
      и я с той поры лишь мечтаю об вас да о небе.    (амфибрахий)
Получается, что размер меняется в разных строках. Но при чтении, особенно вслух, это совсем не чувствуется. Чтобы дактиль сохранялся во всех стихах отрывка, делить его на строки придётся примерно так:
      Синие горы Кавказа, приветствую
      вас! вы взлелеяли детство моё; вы но-
      сили меня на своих одичалых хреб-
      тах, облаками меня одевали...
Однако в этом случае получается трудночитаемая бессмыслица.
Лермонтов потому и не стал делить отрывок на более короткие строки, что весь отрывок - один неделимый стих. (Кстати, это произведение (очевидно, незаконченное) состоит из 4-х таких стихов, и каждый стих поэт начинает с красной строки.)

4. Стихотворный отрывок по своей форме представляет собой раёк (народный свободный стих со смежными рифмами). Его вполне можно было бы разделить на строки по рифмам:
      Верьте аль не верьте,
      а жил на белом свете
      Федот-стрелец,
      удалой молодец.
Однако райком в сказке "Про Федота-стрельца, удалого молодца" написаны лишь слова Потешника, остальные же персонажи "говорят" правильным четырехстопным хореем со строго выдержанной формой строфы. Филатов написал раёшные стихи Потешника без выделения строк, чтобы подчеркнуть их отличие. Ведь Потешник отличается от других персонажей не только формой поэтической речи, но и особой ролью в пьесе: именно на нём держится всё действие сказки.

5. Поэма "Василий Тёркин" написана четырёхстопным хореем. Ритм этого отрывка отличается большим разнообразием: автор широко использует ритмическую инверсию (меняет положение ударного слога в стопе), в константный (постоянный, неинверсированный) ритм вводит пиррихии:
      Переправа, переправа! – –|–́ –|– –|–́ – пиррихии (безударные стопы):1-я и 3-я
      Берег левый, берег правый, –́ –|–́ –|–́ –|–́ –
      Снег шершавый, кромка льда... –́ –|–́ –|–́ –|–́
      Кому память, кому слава, – –́ |–́ –|– –́ |–́ – инверсия в 1-й и 3-й стопах
      Кому тёмная вода,-   – –́|–́ –|– –|–́ инверсия в 1-й стопе, 3-я стопа – пиррихий
      Ни приметы, ни следа. – –|–́ –|– –|–́ пиррихии: 1-я и 3-я стопы
(Значком " –́ " обозначен ударный слог, значком "" - безударный.)

6. Рифма розы - морозы уже во время Пушкина считалась избитой, банальной. Подчёркивая это вводным предложением в скобках, поэт тем самым употребляет эту рифму в необычном контексте, "обновляет" её.

7. Авторы этих произведений – реформаторы русского стихосложения. Симеон Полоцкий (1629-1680) создал русское силлабическое (слоговое) стихосложение. В.К. Тредиаковский (1703-1768) разработал для русской поэзии силлабо-тоническое (слого-ударное) стихосложение и начал реформу русского стиха, завершённую М.В. Ломоносовым. Различие в системах стихосложения Полоцкого и Тредиаковского можно проследить на примере приведённых в вопросе фрагментов.


Робот списокРобот выяснил следующее: со статьёй "Стихи и проза. Мини-викторина" тематически связаны:
Для ссылки:
Стихи и проза. Мини-викторина [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/15-1-0-130 (дата обращения: 29.03.2024).
Опубликовано 24.09.2012 | Просмотров: 7364